МАЙСКИЕ УКАЗЫ ПРЕЗИДЕНТА РОССИИ ВЫПОЛНЯЛИ ФОКУСНИКИ

Н.В. Арефьев

То, что майские указы Владимира Путина, подписанные им в первый день вступления в должность президента 7 мая 2012 года, будет трудно исполнить, стало очевидно практически с самого начала.

В декабре 2013 года Минэкономразвития заявлял, что для реализации указов президента потребуется ежегодный экономический рост в 7% ВВП. Однако благодаря экономической политике ведомства рост ВВП в 2013 году составил 1,3%, в 2014 году - 0,6% и в 2015 году - минус 3,7%., что явно далеко от цели.

Общая сумма средств, которую правительство планировало направить на реализацию указов в 2014-2016 годах, должна была превысить 2 трлн рублей. Но таких денег в бюджетах всех прошедших лет вы не обнаружите.

Если же правительство продолжит реализацию майских указов, особенно в вопросе повышения зарплат, то дефицит региональных бюджетов, на которые легла основная нагрузка по их финансированию, в 2018 году превысит законодательно установленные 15% от доходов.

Прямой долг бюджетов субъектов Российской Федерации может достигнуть 60% их доходов.

Майские указы – это 218 поручений Правительству РФ. 16 мая правительство отчиталось, что обеспечило их выполнение за 4 года на 70% от общего числа и на 88% от числа поручений на отчетную дату. Однако Общероссийский народный фронт (ОНФ) оценивает выполнение указов иначе. По их мнению, из 162 поручений выполнено только 24 или 15%. (По заявлению сопредседателя Центрального штаба А. Бречалова).

Согласно Указам, к 2020 году должно быть создано 25 миллионов «высокопроизводительных» рабочих мест. Любой гражданин России ожидал, что будут построены предприятия, где и будут размещены эти новые, диковинные рабочие места. Однако Правительство сочло это хлопотным и изменило само понятие «высокопроизводительные рабочие места». Теперь это те же самые рабочие места, что были всегда, но «высокопроизводительным» критерием их стала среднемесячная зарплата.

По расчетам Счетной палаты, в 2014 году показатель роста высокопроизводительных рабочих мест составил 16,95 млн единиц. Для достижения цели по этому показателю нужно, чтобы он рос не менее чем на 1,6 млн в год. Однако Росстат показывает, что, год за годом прирост сокращается: с 1,85 млн единиц в 2012 году до 1,12 млн единиц в 2013 году и до 0,79 млн единиц в 2014 году. В 2015 году, по оценке статистического ведомства, их число сократилось на 9%, или на 1,65 млн.

К тому же слово «высокопроизводительные» предполагает повышение производительности труда, а она, как назло, на конец 2014 года повысилась всего на 6% по сравнению с 2011 годом, а должна была повыситься в полтора раза.

Со средней зарплатой проще и все «высокопроизводительные» рабочие места пришлись на учителей, медработников и деятелей науки, которым подняли зарплату до средней по экономике региона. По докладу правительства в 2015 году зарплата врачей достигла 48 тысяч рублей (в 2012 году она была 35,9) то есть повысилась на 156%, у учителей только на 106%. Но здесь надо заметить, что инфляция за 4 года составила 40% и «съела» всю прибавку. Но не у всех. Сегодня оплата труда поразительная! Руководители бюджетных учреждений не стесняются получать миллионы в месяц, а некоторые и десятки миллионов, а вот рядовые врачи и учителя, как получали по 10-15 тысяч в месяц, так и получают. Но в среднем приведенные цифры соответствуют действительности.

Здесь необходимо отметить, как повышалась зарплата! Помните, как объединяли нормальную школу с детским садом и школой для дебильных детей – это так выполняли указ президента. В результате этих фокусов, по итогам 2014 года больниц стало на 600 меньше, на 3872 стало меньше школ, исчезло 330 высших учебных заведений и 90000 врачей. Персонал выгнали, а их зарплату разделили оставшимся. Вот так выполняются указы!

Еще одно поручение президента — довести объемы производства отечественных лекарств из «перечня стратегически значимых лекарственных средств и перечня жизненно необходимых и важнейших до 90%» выполнен с точностью до наоборот. С внутреннего рынка ушли 182 препарата отечественного производства. И еще столько же могут уйти в ближайшее время. И только потому, что правительственные чиновники полагают, что выполнять указ надо, а платить за его реализацию не обязательно!

Именно поэтому для выполнения указов используются различные фокусы, чтобы создать видимость выполнения при ухудшении положения по всем направлениям экономического и социального развития. При этом не пренебрегается такими бюрократическими изобретениями, как избыточным согласованием с различными ведомствами или перекладыванием ответственности за исполнение поручений на регионы. От таких мер «больше хлеба» не станет!

  • 1

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ЗАКОНЫ «О ДЕТЯХ ВОЙНЫ»