ВЫСТУПЛЕНИЕ Н.В. АРЕФЬЕВА 25 МАРТА 2017 ГОДА НА СЕМИНАРЕ

Уважаемые товарищи!

Мы уже привыкли к существующей модели управления экономикой и финансами и часто пытаемся поправлять ее, желая улучшить положение в этой сфере. На самом деле действующая модель порочна по самой своей сути и совершенствованию не подлежит.

Действующая модель управления экономикой и финансами введена Гайдаром и направлена исключительно на безуспешное ведение хозяйства в стране. При этом создается видимость созидательных реформ, модернизации и оптимизации. Эта модель уже 25 лет правит экономикой, результаты ее очевидны, экономика России скатывается на самое дно.

Четверить века экономикой России управляют финансисты. Министерство экономического развития в разное время возглавляли Греф, Набиуллина, Улюкаев и сегодня Орешкин – все выходцы из Минфина или Центробанка.

У финансистов своя методология управления: если нет денег – надо продать государственное имущество, если есть деньги – надо их положить на депозит в Соединенные Штаты под 0,25 % годовых. Если судить упрощенно – то получается, что предприятием руководит бухгалтер, а не производственный отдел. У производственников иные подходы. Если нет денег, они берут кредит, покупают высокопроизводительное оборудование, повышают производительность труда, снижают себестоимость продукции и так далее …

Вот именно такой инициативы в России нет, и ее проявлять некому, у руководства экономикой финансисты. Это первое!

Уже четверть века главным документом страны является бюджет и это главный порок нынешней власти. Этот документ, разрабатываемый опять же финансистами, на основе прогнозов, является и прогнозом социально-экономического развития, и бюджетом, и денежно-кредитной политикой, внешне-экономической политикой и пенсионным обеспечением и проч. Но главное он не отражает никакого развития страны. За денежными цифрами нет конкретики: будут ли строиться заводы, и какие, сколько будет построено школ, больниц, жилья – все это остается за ширмой многочисленных ничего не говорящих цифр. Именно поэтому в России такие сногсшибательные итоги развития. Правительство работает вслепую, без реальных ориентиров.

Именно поэтому за последние 5 лет, объявленную модернизацию даже не начинали, майские Указы президента не выполнены, не выполняются и антикризисные меры самого правительства.

Обрабатывающие отрасли рухнули с 8% роста в 2011 году до 99,7% в 2016-м.

Сельское хозяйство снизило темпы роста с 23% в 2011 году до 4,8% в 2015 году. На 1,2 миллиона голов сократилось поголовье КРС, на 400 тысяч голов – коров.

Бюджетные расходы сокращаются, в результате социальная сфера идет на свертывание. За последние 5 лет закрыто 7,5 тыс. школ, более 1000 ПТУ, 119 ВУЗов и полторы тысячи филиалов. Закрываются не только ВУЗы, но и диссертационные советы, закрывая народу всякий доступ к науке.

Число больниц в стране по сравнению с 1990 годом сократилось в три раза, а поликлиник – в два раза. Количество больничных коек в 2013 году сократили на 35 000, в 2014 году на 50 000!

Уровень жизни народа падает катастрофически. Цены растут выше темпов роста доходов населения.

По данным Федеральной службы государственной статистики в России 30% населения имеют доходы ниже 20000 рублей в месяц, в крайней нищете находятся 13,4% населения с доходами ниже пособия по безработице (4900рублей).

При всем этом совершенно бесстыдно и нагло правительство заявило о намерении замедлить развитие экономики и понизить жизненный уровень населения в текущем году. В любой европейской стране такая ориентация смела бы неспособное правительство, но в России она проходит безропотно.

Есть ли альтернатива нынешнему курсу страны? Есть! И она основана на мировом и советском опыте ведения хозяйства. Во всем мире и, особенно в Советском Союзе финансами руководят финансисты, а экономикой – экономисты. Главным документом страны был план социально-экономического развития, в котором отражаются количественные характеристики всех отраслей народного хозяйства в разрезе регионов.

Этот план формировался, начиная с села, где формировалась заявка на строительство школ, детских садов, дорог, тротуаров и проч. Заявки обобщались в районах и передавались в область, а область проект плана передавала в центр. Центр обобщал все заявки и формировал план социально-экономического развития страны. Под этот план рассчитывались доходы и расходы и формировался бюджет. Каждая область знала, сколько будет построено жилья, объектов соцкультбыта, заводов и фабрик, сколько будет произведено продукции и получено доходов. Бюджет же только подтверждал необходимые расходы на обеспечение годового плана социально-экономического развития.

Сегодня ничего этого нет. Правительство плавает в мутной воде, прогнозов и мониторингов, конкретики никакой, и каждый год никто не знает не только что будет построено, но не знает, как сохранить то, что имеется.

Эту порочную практику необходимо прекратить и приступить к конкретному планированию годового развития страны. Основным документом страны должен стать план социального и экономического развития.

Заклинание «денег нет» мы слышим и в тучные годы и в тощие!

Но ведь есть резервы роста экономики даже без денег! Достаточно посмотреть на статистику уровня использования среднегодовой производственной мощности в разных отраслях. В пищевой промышленности этот уровень – около 60%, в производстве тканей – около 30%, обуви – 59%. В машиностроении, загруженность вообще меньше 30%, а по производству тракторов – 19%, станков – 24%. На 20-30% недогружены мощности в производстве изделий из дерева, пластмасс, шин, металлургического производства. Вот - выход из положения! Не надо никаких инвестиций, все уже есть, только наращивай производство.

Почему же не загружены действующие мощности? Причин несколько:

Первая – Правила ВТО, не только заставляют нас снижать пошлины, но и ограничивают наше производство. За годы членства в ВТО Россия потеряла 800 млрд. рублей прямы доходов и около 4-х трлн. рублей косвенных. Необходимо денонсировать Марракешское соглашение и выйти из ВТО.

Вторая - российская торговля отдана иностранным торговым сетям, которые не берут на реализацию российскую продукцию. Сегодня 90% торговли России принадлежит иностранным торговым сетям Необходимо создание отечественной торговой сети или национализировать действующие сети. Восстановить торговую сеть потребкооперации. Без проводника отечественных товаров нам производство не поднять!

Третья - низкий потребительский спрос не стимулирует отечественное производство. А это уже политика правительства. Напомню, что политика правительства на ближайшие 3 года – это замедление экономики и понижение уровня жизни населения. Необходимо сделать все наоборот, повысить уровень жизни населения и адекватно ввести санкции на ввоз товаров в Россию, не замедлять экономику, а ускорить ее развитие, повысить темпы роста выпуска продукции. Только в этом случае подъем экономики будет возможен.

И четвертое – это дешевые кредиты. ЦБ собирается таргетировать инфляцию на уровне 4%, тогда ключевую ставку ЦБ необходимо опустить до 5%. Однако «умеренно жесткая» политика ЦБ заключается в том, что бы не снижать ключевую ставку, а разница в 6% по их мнению – это инфляционное ожидание. Выходит, ЦБ сам себе не доверяет, о каком ожидании можно говорить, если ЦБ сам заявляет о сдерживании инфляции на рубеже 5%. Ключевую ставку снизить необходимо. И отказ от снижения – нужно расценивать как диверсию против экономики России.

Таким образом, если провести разделение труда между финансистами и экономистами, ежегодно разрабатывать план социально-экономического развития, загрузить производственные мощности предприятий, выйти из ВТО, создать национальную торговлю, повысить уровень жизни народа и сделать дешевыми кредиты, то эти меры могут вывести страну из тупика, и направить по пути прогрессивного развития.

Секретарь ЦК КПРФ,
Н.В. Арефьев

  • 1

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ЗАКОНЫ «О ДЕТЯХ ВОЙНЫ»