ВЫБОРЫ ПРЕЗИДЕНТА НА НОСУ, А ЗНАМЕНИТЫЕ МАЙСКИЕ УКАЗЫ НЕ ВЫПОЛНЕНЫ

Н.В. Арефьев

4 мая на Государственном Совете рассмотрят выполнение майских указов президента.

Пора подводить итоги, выборы президента на носу, а знаменитые майские указы не выполнены, даже по мнению Народного фронта. К майским указам относят 11 кказов Президента РФ, содержащие 218 поручений, которые должны быть выполнены в 2012−2020 годах.

Поручения эти неоднородны: ключевые носят характер «количественных целей» (например, увеличение производительности труда к 2018 году в полтора раза относительно 2011 года), другие подразумевают скорее «бумажную» работу (подготовку нормативных актов, стратегических документов, планов мероприятий и т.д.).

В документах сказано, что страна должна достигнуть определенных социально-экономических показателей или целей: например, увеличить объем инвестиций, повысить зарплаты врачам и учителям, создать миллионы высокопроизводительных рабочих мест, провести приватизацию, увеличить производительность труда, улучшить позиции российских вузов в мировых образовательных рейтингах и так далее.

Правительство утверждает, что спустя четыре года после подписания майских указов выполнено около 70% от общего числа поручений и 88% - от числа поручений, которые должны были быть выполнены к настоящему времени. Номинально отставание от графика не критично, но то, что поручения в рамках майских указов зачастую выполняются лишь формально, без сущностных преобразований, признает и сам президент.

Формально чиновникам удалось выполнить и снять с контроля 154 майских поручения. Но, к примеру, Общероссийский народный фронт оценивает, что большинство таких снятых с контроля поручений на самом деле не выполнено, а выполнение составляет всего 15%.

Есть несколько стратегий, позволяющих органам исполнительной власти исполнять поручения формально, не заботясь о достижении целей по существу. Во-первых, за счет изменения методологии расчета целевого показателя.

Так, согласно майским указам, к 2020 году должно быть создано 25 млн высокопроизводительных рабочих мест. Еще в феврале 2012 года Росстат под этим понимал рабочие места, где добавленная стоимость превышала уровень, определяемый средним уровнем ВВП на рабочее место по шести крупнейшим экономикам мира. Приказ ведомства от ноября 2013 года изменил этот критерий: высокопроизводительные места стали определяться через среднемесячную заработную плату — тем самым понятие производительности исказили, а показатели выросли за счет повышения зарплат учителей, врачей и научных работников до средней по экономике региона.

Тем не менее, по расчетам Счетной палаты, в 2014 году показатель составил 16,95 млн единиц. В таком случае для достижения цели по этому показателю нужно, чтобы он рос не менее чем на 1,6 млн в год. При этом, по данным Росстата, год за годом прирост сокращается: с 1,85 млн единиц в 2012 году до 1,12 млн единиц в 2013 году и до 0,79 млнединиц в 2014 году. В 2015 году, по оценке статистического ведомства, их число сократилось на 9%, или на 1,65 млн, в 2016 году их сократилось на 802 тыс. или на 4,8%.

Второй способ передергиваний - включать в перечень согласующих ведомств «избыточное» их число. Срок допарламентского рассмотрения не регламентируется, поэтому всегда есть возможность ссылаться на затянутое согласование ведомств и работу профильного комитета Госдумы, тем самым откладывая исполнение поручений.

И третий способ - перекладывание ответственности за исполнение поручений на регионы. Так произошло, в частности, с переходом работников бюджетной сферы на «эффективный контракт» (с привязкой к качеству и количеству предоставляемых услуг).

Производительность труда, в соответствии с майскими указами, должна к 2018 году увеличиться в полтора раза по сравнению с уровнем 2011 года. Между тем, по данным Росстата, на конец 2014 года по сравнению с 2011-м производительность увеличилась на 6% - при среднегодовом росте на 2%. Чтобы в 2018 году производительность достигла целевого уровня, в 2015–2018 годах она должна расти в среднем на 9,1% в год. Что явно невозможно!

Еще один пункт указов - доведение объема производства отечественных лекарств из «перечня стратегически значимых лекарственных средств и перечня жизненно необходимых и важнейших до 90%» — оказался под угрозой срыва. Это может произойти из-за массового отказа отечественных фармкомпаний от производства лекарств из списка жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП): ФАС сообщила, что с рынка лекарств могут исчезнуть более 300 дешевых отечественных препаратов, выпуск которых становится нерентабельным.

Позже Минпромторг предложил отменить госрегулирование цен на дешевые лекарства, чтобы поддержать производителей: ведомство привело данные, в которых говорится, что в 2015 году из 67 предприятий, выпускавших препараты нижнего (до 50 руб.) и среднего (от 50 до 500 руб.) ценового сегмента из ЖНВЛП, 26 предприятий временно приостановили производство нескольких лекарств. Пик случаев отказа от производства пришелся на октябрь 2015 года, а всего с рынка ушло 182 препарата.

Власти неоднократно говорили, что майские указы выполнили одну из главных задач: повысили зарплаты врачам и учителям. К 2018 году она должна быть в два раза выше зарплаты по регионам. Но с 2012 по 2016 гг. инфляция составила 42,1%. Поэтому зарплаты бюджетников, несмотря на доплаты в рамках майских указов, по своей покупательной способности остались на уровне 2012 г., т.е. на уровне 40%. Кроме того, только 11% врачей, работающих в государственных клиниках, довольны уровнем своей зарплаты. В ведомственных клиниках этот показатель составляет 22%.

Пока же чиновники обходятся «паллиативными» мерами. Например, глава Минфина Антон Силуанов придумал «более плавное повышение» зарплат работников бюджетной сферы по сравнению с теми «дорожными картами», которые были запланированы на 2017 год. Пришлось немного поработать и со статистикой.

В конце февраля Росстат опубликовал оперативные данные за 2016 год, согласно которым средняя зарплата российских врачей за год выросла на 5,8% и составила 50,7 тыс. руб.; среднего медперсонала - на 4,4% - до 28,2 тыс. руб.; младшего медперсонала - на 9,6% - до 18,4 тыс. руб.

А опрос, проведенный фондом «Здоровье», показал, что зарплату свыше 50 тыс. руб. получает лишь каждый 20-й врач (5,7%). На самом деле около половины врачей (51%) зарабатывают на одну ставку менее 20 тыс. руб. в месяц, примерно каждый 10-й врач (11,6%) - менее 10 тыс. руб. в месяц.

Значительное расхождение между результатами опроса и официальными данными объясняется высоким коэффициентом совместительства среди медработников. Повышение зарплат медработников в 2016 году не достигло целевых показателей, особенно сильно отстают от плана зарплаты младшего медперсонала.

В 2016 году более трети регионов (31 из 85) не достигли целевого показателя по средней зарплате врачей. При этом в 4 регионах расхождение с планом превышает 10%. А 16 из 85 регионов не достигли целевого показателя по зарплате среднего медперсонала. Среди антилидеров рейтинга оказались Тюменская область (87,4%), Рязанская область (90,5%), Республика Саха (Якутия) (91,2%) и Омская область (92,1%).

Наихудшая ситуация сложилась с повышением зарплат младшего медперсонала. Целевого показателя не достигли почти три четверти (62 из 85) регионов. Факт постоянного изменения методик говорит о некорректности сопоставления цифр из года в год и возможном «подгоне» методик под предопределенный результат.

Учитывая, что бюджетное финансирование практически не индексируется, достигается это реализацией нескольких направлений: увеличением числа платных услуг; оптимизацией (сокращением) персонала и сети учреждений, и как следствие происходит интенсификация труда персонала.

Вводятся новые методики оказания профильных услуг, в том числе за счет внедрения «передовых» технологий, таких, как дистанционная медицина. Введение отраслевых систем оплаты труда приводит к снижению гарантированной части заработка в пользу переменной, интенсификации труда и росту напряженности в трудовых коллективах.

Кроме того, во-первых, можно занизить среднерегиональную зарплату и, во-вторых, перевести формально врачей-учителей на неполную ставку. В этом случае майский указ выполняется без каких-либо затрат силами одной лишь правильной статистики.

Таким образом, с одной стороны получается, что президент издал указы в интересах большинства населения страны, с другой стороны, исполнение этих указов формальное и в основном связано с манипулированием статистикой, не отражающей реалий экономики.