ПРОГНОЗ ИЛИ ПЛАН?

Н.В. Арефьев

В Государственной Думе полным ходом идет рассмотрение прогноза бюджета Российской Федерации на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов. Но страна мало интересуется этим важным вопросом, потому что для населения этот документ уже давно перестал быть надеждой на лучшее.

Параллельно с бюджетом идет и прогноз социально-экономического развития страны, который тоже не вызывает интереса, потому что он только называется «прогнозом развития», на самом деле это прогноз упадка!

В самом деле, как можно отнестись к прогнозу развития, если через 3 года в 2020 году число граждан с доходами ниже прожиточного минимума будет больше, чем 8 лет назад -11,2 %. Доходы населения, снизившиеся в последние годы на 16% будут расти на 1-1,5% в год при инфляции в 4%. Конечно 1-2% - это размер математической погрешности, его можно «нарисовать» так, что никто не заметит, но от этого жизнь лучше не станет.

Беда в том, что нынешние правители все еще верят в то, что планирование – это зло, рынок сам расставит все по местам.

Мы рассматриваем прогнозы! То есть министерства нам представили картину полного упадка, который исправлять никто не собирается. Нет никаких предложений по подъему экономики и развитию социальной сферы. Страна катится по прогнозам в яму, при этом не понятно для чего вооружаясь!

Прогноз представлен в трех вариантах: «плохой», «очень плохой» и «никуда не годный». Разработчики всерьез полагают, что рост лежащей на дне экономики по 2,2% в год – это существенный рост, а индекс промышленного производства в 2,5% - это достижение.

Между тем рост выпуска, допустим, станков на 2,5% это выпуск дополнительно 160 станков к уровню 2016 года. Такой «рост» обеспечит выпуск станков в объеме 1990 года только через 40 лет, а тракторов – через 960 лет. Кого устраивают такие перспективы?

При этом в качестве основного драйвера экономического роста, как и в базовом варианте Прогноза, рассматривается ускоренный прирост инвестиций (в среднем до 7 % в год), что является чистой выдумкой. Рост частных инвестиций невозможен при одновременном сокращении государственных инвестиционных расходов. Практика показывает, что на рубль бюджетных инвестиций приходится 4-5 рублей корпоративных капиталовложений, поэтому прогнозируемое снижение бюджетных инвестиций приведет к замедлению инвестиционной активности в стране. При этом стоимость кредитных ресурсов российских банков остается на уровне 2017 года. Инновационная активность бизнеса показывает отрицательную динамику. Удельный вес организаций, осуществляющих технологические и другие инновации, снизился до 9,3%.

Предполагается сокращение организаций, выполняющих исследования и разработки в рамках реорганизации сферы науки.

В этих условиях никакого реального возрождения экономики или промышленности предположить невозможно.

В 2017-2018 гг. предлагается продолжение курса на последовательное сокращение государственного сектора экономики. Другими словами увеличится налоговый пресс из-за недополучаемых бюджетом доходов от бывших государственных предприятий.

Таргетирование инфляции на уровне 4% в год за счет снижения уровня жизни населения представляется несбыточным. Это обусловлено, прежде всего, ростом цен и тарифов инфраструктурных отраслей. Так, цены на газ за период с 2000 по 2015 год выросли в 15 раз (т.е. в 2,5 раза выше инфляции), тарифы на электроэнергию и железнодорожные перевозки грузов - в 10 раз (в 1,7 раза выше инфляции), тарифы на водоснабжение и теплоснабжение - в 28 раз (в 4,7 раза выше инфляции). Изменение ценообразования в этих отраслях не предусматривается.

Кроме того, для латания дыры в федеральной казне Минфин РФ намерен повысить налоги и собрать дополнительные 912 млрд. руб. за три года. Эта сумма, безусловно, растворится в ценах отечественной продукции и будет вынута из карманов наших граждан. Миф о стабилизации цен остается мифом.

Если эти индикаторы посмотреть в проекте федерального бюджета, то повышение цен, тарифов и налогов составляет весь рост доходов бюджета. Повышение объемов товарного производства, как и импортозамещения в прогнозе не предусматривается.

Таким образом, бюджет на 2018 г. и плановый период сформирован грабительским способом за счёт удушения хозяйственной активности субъектов экономики.

Судя потому, что в настоящее время рост экономики России ниже математической погрешности, снижение ассигнований на экономику приведет к затяжной стагнации. Кроме того, России нельзя ориентироваться на мировой рост экономики. Он отсчитывается от высоких показателей, а экономика России на нулевой отметке, ее рост можно считать существенным только в параметрах 15-20% в год.

Тупиковая экономическая ситуация, основанная на гаданиях цены на нефть и полная безучастность правительства в вопросах импортозамещения, стали основной причиной хронического дефицита бюджета страны, который сохраняется и на ближайшую трехлетку.

38% всех расходов или 6,3 трлн. руб., уйдет на национальную оборону, полицию и содержание госаппарата, тогда как расходы на образование и здравоохранение в сумме будут меньше более чем в 6 раз (1,064 трлн. руб.).

По этим параметрам Россия движется в прямо противоположном направлении по сравнению с большинством развитых стран.

Ассигнования на социальную политику в 2020 году в рублевом выражении будут меньше, чем в 2016 году. А это понижение уровня жизни.

Почти 70% расходов идет на соцполитику – это не говорит о том, что правительство много расходует на граждан, это показатель ничтожности расходной части бюджета. Социальные расходы - это в первую очередь пенсии, в основном трансфер Пенсионному фонду. Они будут сдерживаться отсутствием индексации пенсий работающим пенсионерам и использованием замороженных накопительных пенсионных счетов граждан. Судя по заключению правительства на закон «О детях войны», планируется сэкономить и на этом легендарном поколении, отказав им в льготах. Отмечается, что высокая социальная нагрузка на факторы труда, препятствующая повышению производительности и конкурентоспособности, будет поддерживать пессимизм инвесторов. То есть, как бы намекают на переход в недалеком будущем на систему индивидуального пенсионного капитала, ограничениях в социальных гарантиях (больничных листах, пособиях по безработице и т.д.).

Но в целом в будущие три года соцрасходы будут оставаться чуть выше уровня 2016 года, когда индексация пенсий была резко занижена.

Правительство целенаправленно наращивает проблемы жилищно-коммунального хозяйства. В середине 10 х годов резко сократились расходы бюджета на жилищно-коммунальное хозяйство (с 2,6% бюджета в 2011 году до 0,4% в 2016-м) – эти расходы были переложены на плечи граждан путем введения отчислений на капремонт. Перспектива не утешительная. Содержание ЖКХ полностью перекладывается на народ. В 2017 году из бюджета на ЖКХ выделяется 133 млрд. руб, в 2018 году – 125 млрд. р., в 2019 году – 98 млрд. р., в 2020 году 90 млрд. рублей. Для населения предлагается индексация тарифов на электроэнергию на 5% ежегодно, тогда как для сетевых компаний индексация будет составлять лишь 3%.

Такая политика не обеспечит безаварийного содержания объектов ЖКХ, а понижение уровня жизни населения не позволит им содержать это огромное хозяйство. Коллапс, о котором говорил Д. Медведев 5 лет назад, становится реальностью.

Расходы на образование, здравоохранение, культуру, кино, спорт и СМИ упали в бюджете с 11,4% всех расходов в 2011-м до 8,1% и продолжат падать – до 7,5% в 2020 году. Прежде всего, за счет здравоохранения. В 2020 году они в рублях (без учета инфляции) будут меньше, чем были в 2011 году. Такая же судьба ждет статью «Физкультура и спорт».

Затраты федерального бюджета на здравоохранение в 2018 г. составят 460 млрд. руб., в 2019 г. 428 млрд. руб., в 2020 г. 499 млрд. руб. В 2019 году из бюджета здравоохранения изымается 30 млрд. рублей, в 19-м восстанавливается. В то же время программа «Развитие здравоохранения» сокращается на 67 млрд. рублей по сравнению с 2017 годом. Необходимо учесть и инфляцию она будет выше 4% из-за увеличения налогов и платежей.

В период с 2007 по 2015 гг. средняя доля расходов на здравоохранение в бюджетах стран ОЭСР увеличилась с 17 до 18,7%, а в России за тот же период она сократилась с 12,1 до 10,8%.

Расходы на образование в 2020-м будут ниже 2013 года в рублевом выражении. Объем ассигнований на эту отрасль будет индексироваться практически на уровень инфляции.

По отношению к объему ВВП соответствующего года доля расходов раздела «Образование» составит в 2017 – 2018 годах 0,7%, в 2019 – 2020 годах – 0,6 процента.

Доля расходов на образование в бюджетах стран ОЭСР в последнее десятилетие сохранялась на уровне около 13%, в то время как в России она снизилась с 11,8 до 9,9%.

Не могут это положение исправить и регионы. Не смотря на дефицит региональных бюджетов и огромные долговые обязательства, финансовая помощь им будет сокращаться с 1,7 трлн. руб. в 2017 году до 1,59 трлн. руб. в 2020 году. При условии сохраняющейся инфляции регионы не смогут обеспечить социальные гарантии гражданам России.

Так что пятимся назад, а призрак развития все больше становится похожим на безнадежную отсталость.

Что же за прогноз на три года представило нам правительство? Где, на каком месте окажется Россия через три года? Ответ на этот вопрос в сегодняшнем дне. Доходная часть федерального бюджета России составляет 254 млрд. долларов, то есть почти в три раза меньше военного бюджета США и в 16 раз меньше всего бюджета Штатов.

Расход бюджета на душу населения в США составляет 739 604 рублей, в России 103 539 рублей в год или в 7 раз меньше!

В то же время в России накоплено 30, 3 трлн. рублей, которые работают на США и Евросоюз. Вместе с доходами бюджета сумма составляет 45,5 трлн. рублей. Если взять из накоплений хотя бы половину, можно решить все проблемы страны. (В 2015 году – взяли, но отдали олигархам). Однако из накоплений правительство берет чуть больше триллиона рублей, зато собирается увеличивать государственный долг на 3 триллиона рублей. Зачем же брать в долг, если есть свои деньги и находятся у соседей? На этот вопрос нет ответа, а ответ может быть только один – идет игра в поддавки. Россия отправляет на Запад нефть и газ, но вырученные деньги остаются там же. Нам позволяют только считать, сколько фантиков мы накопили, но использовать их на проблемы страны нам не разрешают.

В бюджете заложен уже известный маневр. Опять устанавливают цену отсечения, то есть деньги свыше 40 долларов за баррель нефти будут изыматься минфином и прятаться в копилку, а копилку, естественно спрячут за рубежом. Будет разваливаться социальная сфера, закрываться школы и больницы, но денежные средства будут отправлять хозяевам на Запад. Не исключено, что эти хозяева могут наложить арест на все накопления страны и заставить платить по корпоративным долгам – они все могут! А наше правительство может играть только в поддавки!

Что же делать?

В первую очередь надо избавиться от неспособного правительства. Во вторую очередь выйти из кабальных международных договоров. В третью очередь от прогнозирования надо переходить к конкретному планированию от села и предприятия до министерства и государства. На гаданиях ни страна, ни ее экономика выжить не смогут. Да и не выживают! Уже 25 лет Россия катится по наклонной плоскости и ближайшие три года подъема не обещают!

Председатель ЦС ООО «Дети войны»,
Первый зам. Председателя ГД По экономической политике
Н.В. Арефьев