7 ноября в традиционной динамике прошёл на Красной площади Торжественный марш в честь 78-й годовщины военного Парада 1941 года. Так теперь официально называется праздничное армейское шествие, сохранившееся с советских времён. Но, тогда оно посвящалась годовщине Великой Октябрьской социалистической революции.
Нынешний режим пытается оторвать Парад 41-го от Великого Октября. Хотя это единое великое историческое событие, которое помнит всё человечество. Дожившие до наших дней ветераны Великой Отечественной войны даже в свои преклонные лета не забывают напоминать, что Парад 41-го поднял дух Красной армии и всей страны как раз потому, что был озарён светом ленинского Октября. Но, власть продолжает перелицовывать историю на свой лад. Народ всё видит и комментирует в соцсетях: «…что-то у правительства с головой плохо, Великую Октябрьскую Революцию решили подменить другим праздником, но выходной забыли сделать».
…А в том трагичном 41-м гитлеровцы стояли уже у порога столицы и трубили, что Москву, считай, взяли. Но, навстречу им двигались подразделения армии советской страны, рождённой Революцией 1917 года. Прямо с Октябрьского Парада красноармейцы шли на передовую, вступали в бой и были уверены в своей Победе.
Досталась она нашему народу дорогой ценой. Об этом нам рассказывает большая выставка «Память поколений: Великая Отечественная война в изобразительном искусстве», открывшаяся в Центральном выставочном зале «Манеж». На ней представлены 150 ярчайших произведений изобразительного искусства наших выдающихся мастеров, чьи работы привезены из 34 городов России. В экспозиции – картины, скульптуры, фотографии, посвящённые Великой Отечественной, стойкости советских людей на их пути к Победе.
Открывается выставка панорамой снимков, сделанных уже в последние дни войны. На них – радость встреч с родными, улыбающиеся регулировщицы, девушка-сержант, полная светлых надежд, счастливые воины-победители.
Справа от фотопанорамы - макет Ржевского мемориала Советскому солдату, который возводится в Тверской области на месте кровопролитных боев 1942-1943 годов. Его открытие состоится в 2020 году в честь 75-летия Великой Победы. Центром мемориала будет 25-метровая скульптура солдата в наброшенном брезентовом плаще, с непокрытой, скорбно опущенной головой и автоматом в руке. По словам скульптора Андрея Коробцова (архитектор комплекса Константин Фомин), в идею монумента он заложил стихи Александра Твардовского "Я убит подо Ржевом" и «Журавли» Расула Гамзатова. Здесь же читаем стихи: «Я убит подо Ржевом, В безымянном болоте, В пятой роте, На левом, При жестоком налете». Музыкальный фоном, словно реквием, звучит: «Мне кажется, порою, что солдаты с кровавых не пришедшие полей, не в землю нашу полегли когда-то, а превратились в белых журавлей…». Рваные полы развевающегося плаща бронзового солдата похожи на крылья взлетающих в вечность журавлей. Их тысячи, столько красноармейцев полегло на Ржевско-Вяземском выступе. «И у мертвых, безгласных, Есть отрада одна: Мы за родину пали, Но она – спасена», писал Твардовский. Мемориал будет установлен на 10-метровом насыпном кургане у деревни Хорошево Ржевского района Тверской области.
Но, наши рыночники не были бы ими, если бы даже в таком святом месте, как выставка о войне, не понукали народ вносить пожертвования на мемориал, так как его стоимость, видите ли, очень высокая. Уже собрано более 270,8 млн рублей пожертвований, гласит объявление, но нужно ещё…
Люди вздыхают и продолжают осмотр экспозиции. Она состоит из 15 тематических залов: начало войны, о преступлениях фашистов на оккупированных территориях, сражения на передовой, героизм советских солдат, Победа, маршалы Победы, часть экспозиции посвящена осмыслению военного подвига и трагедии народа в живописи послевоенных лет.
Поток посетителей нескончаем. Выставка бесплатная, доступна всем, и очень содержательная. В её залах разместились работы известнейших отечественных авторов: А. Дейнеки, П. Корина, А. Пластова, П. Кончаловского, Кукрыниксов, Ю. Пименова, В. Мухиной, Е. Вучетича, А. Самохвалова, Р. Фалька, А. Лактионова, В. Яковлева, И. Глазунова, В. Попкова, Г. Коржева… и многих других.
Посетители замирают около полотен Александра Дейнеки «Сгоревшая деревня», «В оккупации». Доподлинно они рассказывают о страшных испытаниях, выпавших на долю нашего народа. Легендой овеяно трагическое произведение Аркадия Пластова «Фашист пролетел». Бомбардировщик с крестами на крыльях обстрелял мирно пасущееся стадо коров и пастушонка. Подросток замертво упал на пожелтевшую траву, а верный пёс завыл от горя. Эту пронзительную повесть в красках о зверствах оккупантов на советской земле Сталин привёз с собой на Тегеранскую конференцию 1943 года, где обсуждалось открытие второго фронта. Картина Пластова была размещена в зале переговоров, и, по отзывам, поразила Ф. Рузвельта и У. Черчилля, которые не торопились подключиться к битве с гитлеризмом.
Судьбе советских детей, переживших военное лихолетье – голод¸ холод, сиротство – посвящен ряд полотен. Вот убитая мать, а на её груди плачет дитя, другая мать, подхватив двух малышей, убегает от горящих изб. Удастся ли ей укрыться от убийц? На колосистом поле убирают хлеб старик и двое худеньких подростков. У станков – дети и женщины, мальчишки собирают снаряды. Эти полотна видел президент Путин, в окружении свиты он побывал на выставке. Неужели, глава РФ, видя, каким было детство в войну, не вспомнил о законе, который несколько лет ждёт его согласия на принятие, это закон о «детях войны», который позволит сегодня этим уже пожилым людям получить скромную добавку к пенсии? Среди посетителей выставки есть представители этого поколения. Они едва сдерживают слёзы, рассматривая холсты, повествующие об их судьбе.
Подвиг Зои Космодемьянской изображён и в живописи, и в скульптуре. На картине Кукрыниксов "Таня" запечатлена казнь Зои Космодемьянской. Нет страха на лице героини, она призывает собравшихся граждан не печалиться, ибо скоро «наши придут и за всех отомстят». Карателям Зоя кричит: «Всех не перевешаете!» Картина жива, реалистична, около неё подолгу стоят люди. Замерла девочка-подросток, широко раскрыв глаза, полные слёз. Ей жалко Зою, но, совершенно не верится, что она умрёт. Жизнеутверждающая сила побеждает…
Мощно передаёт несгибаемость человеческого духа триптих Павла Корина «Александр Невский». Полководец, победивший немецких рыцарей на Чудском озере, становится вдохновителем будущей Победы над гитлеровскими завоевателями.
Скульптурные шедевры Веры Мухиной и Евгения Вучетича по праву вошли в золотой фонд мирового наследия монументального искусства. Это «Воин-освободитель» и «Родина-мать» Вучетича, бронзовые портреты Мухиной, в их числе - бюст полковника Бария Юсупова, получившего серьезное ранение в голову и потерявшего глаз. Впечатляет мухинская «Партизанка». Вылитая в бронзе голова бесстрашной, молодой женщины передаёт её героизм, уверенность. Специалисты утверждают, что «Партизанка» близка по духу знаменитой группе «Рабочий и колхозница».
Наконец, Победа. Она показана в струящихся солнечных лучах, в сиянии салюта, в улыбающихся лицах. В блеске наград, во всём величии и красоте, предстают портреты наших маршалов Победы. Генералиссимус И.В. Сталин шествует по парадной лестнице в Кремле, а за ним - генералы, маршалы, наркомы. Это мозг Победы.
В этом же зале расположен холст Михаила Хмелько «Триумф победившей Родины». Советские солдаты бросают немецкие знамена к подножию Мавзолея. На их руках перчатки. Думаете для чего? Да, чтобы не прикасаться к вражеским стягам. Вокруг Мавзолея – все крупнейшие военачальники, Герои Советского Союза, простые люди, рядовые воины, – все участники Парада победителей.
Но, и здесь появилась правка. Якобы наши солдаты бросают вражеские знамёна к ногам маршалов и главнокомандующих фронтами. Так хочется кому-то из нынешних правителей вымарать упоминание о Мавзолее В.И. Ленина и его идеологическом значении в достижении Победы, социальных, научных, общественных завоеваниях нашей страны. Но, им придётся это осознать и смириться с нашей историей. Об этом говорит и выставка «Память поколений».