В СТРЕМЛЕНИИ УДЕРЖАТЬСЯ У ВЛАСТИ ЭЛИТЫ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ НЕ БРЕЗГУЮТ ОТКРОВЕННОЙ ЛОЖЬЮ В ОТНОШЕНИИ СОВЕТСКОЙ ИСТОРИИ

В стремлении удержаться у власти элиты Центральной Азии не брезгуют откровенной ложью. Это доказало выступление президента Узбекистана, назвавшего советскую эпоху временем «унижения и обиды». Ислам Каримов здесь не одинок: списывать на прошлое собственные ошибки стало для лидеров региона традицией.

Свое заявление глава Узбекистана сделал на торжествах, посвящённых Дню независимости. Выступая в ташкентском парке имени Алишера Навои перед собравшейся публикой, Ислам Каримов неожиданно решил пнуть мёртвого льва. «Те, кто жил в то время, хорошо помнят, что не было большего унижения и обиды, когда попирались наши национальные ценности, традиции и обычаи…

Во времена бывшего тоталитарного режима кто в мире знал, что есть такая прекрасная страна, как Узбекистан, такая нация, как благородный узбекский народ?.. Кто знал о том, что наша земля — это край огромных, уникальных богатств, родина великих учёных и мыслителей?» — вопрошал президент.

Мягко говоря, Каримов слукавил, ведь именно Советская власть открыла миру узбекскую культуру. Миллионными тиражами издавались, переводились на языки народов СССР и остального мира произведения узбекских писателей — как классиков, например, Навои, так и современных авторов. Благодаря Советской власти началось систематическое и глубокое изучение истории узбекского народа, его культурного наследия.

Характерный пример: являющиеся «визитной карточкой» республики средневековые сооружения Самарканда — мавзолей Гур-Эмир, медресе Улугбека и многие другие — были восстановлены советскими историками и реставраторами фактически из руин. А говоря о «попирании традиций», Ислам Каримов, видимо, забыл, что в годы Советской власти в Узбекистане спокойно действовали исламские учебные заведения — медресе в Бухаре и Ташкенте и даже исламский институт в столице республики.

Но словами об «унижениях» антисоветский выпад Каримова не ограничился. Если верить президенту, в составе СССР Узбекистан был «отсталой аграрной республикой с односторонней, гипертрофированной сырьевой экономикой». Здесь и вовсе неприкрытая ложь. Узбекская ССР была индустриально-аграрной республикой с развитой и диверсифицированной промышленностью.

Достаточно вспомнить такие промышленные гиганты, как металлургический завод в Бекабаде, Навоийский химкомбинат, ташкентские тракторный и авиационный заводы и т.д., чтобы в пух и прах разбить миф об отставании Узбекистана в советские годы. Превращение экономики страны в сырьевую, начало серьёзной зависимости от экспорта хлопка и природного газа произошли как раз после обретения так называемой независимости.

Не может не вызывать горькой усмешки и утверждение Каримова о том, что «из вчерашней отсталой республики» Узбекистан превратился в «динамично развивающееся современное государство». Сказать, что доходы населения за постсоветский период выросли в девять, а экономика — в пять раз, нетрудно. Куда сложнее объяснить, почему же в таком случае 77% населения страны живёт менее чем на 2 доллара в день (уровень бедности по международной квалификации), более полутора миллионов человек страдают от недоедания, а свыше трёх миллионов граждан вынуждены работать за рубежом.

Между тем заявления президента об «ужасах» советского строя вряд ли случайны. Очевидно, что Ислам Каримов стремится заслужить благоволение Запада, с тревогой наблюдающего за интеграционными процессами на постсоветском пространстве.

Последние выпады главы Узбекистана можно считать продолжением его июньского выступления, когда Каримов раскритиковал договор о создании Евразийского экономического союза и подчеркнул, что вошедшие в него Казахстан и Белоруссия попадают в политическую и экономическую зависимость от Москвы.

Высказывания Ислама Каримова — не единственный пример критики советского прошлого и перспектив интеграции. Глава Казахстана Нурсултан Назарбаев не так давно заявил, что его страна была «колонией Российского царства, затем Советского Союза» и что «за 150 лет казахи едва не лишились своих национальных традиций, обычаев, языка, религии». А в конце августа Назарбаев не исключил возможности выхода из Евразийского экономического союза, если членство в организации будет, отметил он, «угрожать нашей независимости».

Подобные реверансы в сторону Запада, надеются центральноазиатские элиты, уберегут их от критики и давления. Как показывает практика, если Запад «кладёт глаз» на ту или иную страну, не помогают ни уступки, ни подобострастные заявления. Единственный шанс защититься — это пойти по пути интеграции. К сожалению, политические элиты региона до сих пор в полной мере этого не осознали.