Нынешняя система управления в сфере ЖКХ показала свою неэффективность, считает большинство независимых экспертов и наблюдателей-общественников. Существующая структура управляющих компаний (УК) слишком громоздкая, а результаты ее деятельности никак не контролируются жильцами многоквартирных домов – потребителями услуг, пишет "Росбалт.ру".
"Система управления в области ЖКХ абсолютно неэффективна. Пока в этой сфере остаются крупные, можно сказать – районные, управляющие компании, в управлении которых находится по несколько сотен домов, то работа в этой области и будет оставаться неэффективной. Я считаю, что УК должны брать на обслуживание не более сотни домов. Тогда они будут готовы отвечать за каждый дом", – полагает председатель правления общественной организации "ЖКХ-Контроль" в Казани Илья Новиков.
Среди проблем ЖКХ, с жалобами на которые обращаются в "ЖКХ-Контроль" жители столицы Татарстана, лидируют невыполнение рядом крупных УК норм и стандартов обслуживания, увеличение платежей за тепло и другие коммунальные ресурсы в виде повышения тарифов на энергоресурсы, необоснованные увеличения расходов на общедомовые нужды. В зимнее время к повседневным проблемам добавляются еще и сезонные.
"Основные жалобы, с которыми обращаются жильцы и собственники помещений в жилых домах – это неуборка мусора, сосульки. Остальные жалобы относятся к внутреннему обустройству домов", – рассказал Илья Новиков.
Те же самые проблемы назвал и житель другого поволжского города, депутат Волгоградской областной думы, председатель правления "Волгоградского союза потребителей" Сергей Попов.
"Ситуация из года в год не меняется, и я это говорю с горечью. УК как безобразно эксплуатировали жилой фонд, так и продолжают. Очень много жалоб поступает, и даже есть трагические случаи в Волгограде, когда на детей, на пожилых людей падают сосульки, глыбы снега. Тем самым видно, что УК создают угрозу безопасности проживания наших жителей в домах. Когда на людей падают сосульки, и люди попадают в больницы, то это просто вопиюще. Еще одна из главных проблем – это холод в квартирах. Становится ясно, что к отопительному сезону компании не готовились, и люди просто замерзают. Также большой поток жалоб пошел, когда началась оттепель – потекла кровля, людей стало затапливать", – перечислил народный избранник.
По словам депутата, комиссии, посетив подвалы домов, выявили неготовность систем отопления к зимним холодам. Кроме того, в конторах ЖКХ годами лежат жалобы жильцов с просьбами починить, залатать кровлю домов. "Ну и традиционной проблемой остаются переплаты. Опять УК объявляют, что они увеличивают тариф на содержание и ремонт жилья на основании постановления администрации города. Мы одно такое постановление отменили в суде в прошлом году, второе отменила прокуратура, но все равно аппетиты компаний не уменьшаются, а только увеличиваются. И опять они хотят людей шокировать новым увеличением оплаты, которое мы, конечно, будем оспаривать", – пообещал Сергей Попов.
Народный избранник подчеркнул, что рост тарифов не приводит к оказанию надлежащего качества услуг.
"Из-за нечищеного снега во дворах зимой невозможно ни пройти, ни проехать, "скорая помощь" там застревает, к больным не могут проехать. А почему так происходит? Да потому что нет штата дворников, людям платят мизерную зарплату: ставки уменьшены, а объемы уборки увеличены", – отметил Сергей Попов.
По мнению специалистов "ЖКХ-Контроль", УК должна отчитываться перед жильцами домов по строго установленному порядку, стандарту раскрытия информации. В случае отказа или предоставления неполной информации, жильцы вправе обратиться в жилищную инспекцию или в органы прокуратуры с заявлением о привлечении к административной ответственности УК и должностных лиц.
Однако УК на практике оказались независимы от жильцов – потребителей их услуг. "Причина заключается в том, что у УК в качестве цели прописано получение прибыли. Но у них нет цели обеспечить достаточное качество своей работы. Заказчиком в данном случае, по договору, выступает население, жители конкретных домов. Но контроля за финансами в большинстве случаев у них практически нет никакого. А если нет влияния на то, как тратятся деньги, то, соответственно, и качество получается низким. А влиять через жалобы в органы местного самоуправления, жилищную инспекцию, правоохранительные органы – неэффективно, на рассмотрение этих жалоб уходит много времени", – рассказал член общественного совета при Думе городского округа Тольятти Валерий Кандалинцев.
По мнению общественника, решить проблему могло бы информирование и обучение, например, председателей советов многоквартирных домов, умению управлять финансами и следить за качеством работ.
"Если бы такое обучение было поставлено во главу угла, то ситуация, конечно, изменилась бы. Это можно было бы сравнить с борьбой с безграмотностью в начале XX века – когда всех учили читать. А сейчас борьба с безграмотностью – это обучение умению управлять домом, потому что это фактически касается всей страны", – уверен Валерий Кандалинцев.
Общественник уверен, что только ликбез для руководителей многоквартирных домов, с целью их обучения контролю над финансами и качеством работ, сдвинет с мертвой точки ситуацию в сфере ЖКХ.
Реформа ЖКХ, объявленная уже много лет назад, явно не привела к положительным изменениям в этой сфере. Пока жильцы домов подсчитывают свои небольшие доходы, чтобы оплатить жилищно-коммунальные услуги, кто-то успевает за их счет получить неплохую прибыль. В их понимании реформа, видимо, удалась…