«ДЕТИ ВОЙНЫ»

Общероссийская общественная организация

Обсуждаемый документ лишний раз подтверждает, что бюджет трещит по швам, необходимо принимать меры по повышению эффективности экономики, которая призвана наполнять бюджет, но, к сожалению все направления налоговой политики основаны на том, чтобы ничего не меняя, выгрести как можно больше денег из существующей экономики и народа. Эти меры носят сиюминутный характер, решения наполняемости бюджета любой ценой без увязки с развитием экономики, которая и призвана создавать доходную часть бюджета, всегда оставались бесперспективными. Разработанные направления налоговой политики вредны для страны, выполнять их значит пойти на преступление. А поэтому необходимо снять их с рассмотрения, как совершенно непригодные.

В этой связи я хотел бы эту проблему рассмотреть более подробно, разделив ее на 3 части: первая – это эффективность налогообложения, вторая – это совершенствование налогового законодательства и третья – изменение денежно-кредитной политики.

Первое. В России 7,7 миллионов организаций. Численность персонала налоговых инспекций 170 тысяч человек нагрузка на одного работника – 45 предприятий. При 7 миллионах предприятий в 2013 году проверке подвергалось всего 41 тысяча предприятий, при этом возбуждено 40 тысяч судебных дел. Практически каждое проверенное предприятие воровало государственные средства и наворовало 172 млрд. рублей. При этом число проверок сократилось на 29%, а поступления выросли на 19%. Надо полагать, что если бы проверили все организации абсолютно, то получили бы еще 2-3 бюджета. Эффективность бюджетной системы сложно определить. Но ясно одно. Надо либо изменить порядок регистрации бизнеса, чтобы сократить число предприятий хотя бы до полумиллиона, либо численность персонала ФНС увеличить до 7 миллионов человек. К слову сказать, около половины юридических лиц – это недействующие предприятия.

Число проверок сокращается, а база ФНС растет. В 2013 году в базу ФНС добавилось 348000 объектов по налогу на имущество, 1,7 млн. земельных участков, 1,6 млн. транспортных средств. А проконтролировать надо сбор 14 налогов и сборов. 9 – федеральных, 3 – региональных, 2 –местных. Система налогообложения громоздкая и сложна для контроля, необходимо ее упростить.

Масштаб уклонения от уплаты налогов и сборов по различным оценкам составляет около 10% ВВП. По этому показателю Россия на 4 месте в мире.

По данным опроса Фонда «Общественное мнение» 69% россиян относятся к неуплате налогов с пониманием, 28% - с одобрением, и только 5% с осуждением. И это мнение оправдано. С одной стороны в нашей стране налоговая нагрузка слишком велика, с другой стороны бюджетные средства расходуются не на народное благосостояние, а на никому не нужные олимпиады, чемпионаты, сколковы и сапсаны или просто разворовываются.

Уровень налоговой нагрузки в России равен 34, что соответствует среднему показателю развитых стран, входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Однако по качеству налогообложения Россия занимает 112-е место, а по уровню простоты и удобства уплаты налогов — 64-ю позицию.

В Минфине объясняют отставание России от стран ОЭСР двумя причинами. Первая — это высокий уровень налогообложения фонда оплаты труда (30%). Вторая причина — высокая нагрузка в сегменте налогообложения имущества в России. В большинстве стран ОЭСР активная часть производственных фондов вовсе освобождена от этого вида налога.

Эксперты же полагают, что дело не только в налоговой системе как таковой. Проблема — в дополнительных обременениях, в первую очередь в «откатах». Сокращение коррупционного сектора в экономике является необходимым условием для финансового развития страны».

Но правительство России идет по другому пути, по пути увеличения налоговой нагрузки на, и без того, нищих граждан. Повысить налоги на землю, недвижимость, которые будет взиматься с кадастровой стоимости объекта, налога на автомобили, налог на садовый участок. Введение социальных ном потребления коммунальных услуг, повышение стоимости жилищных и коммунальных услуг. Однако категорически отвергается повышение налоговой нагрузки на высокообеспеченные слои населения.

Между тем введение кадастровой стоимости на недвижимость повышает налог в десятки раз, а при средней зарплате в 30 тыс. рублей и пенсии 11 000 рублей заплатить такую сумму сможет не каждый, а налоговая инспекция не сможет выявить неплательщиков. Следовательно, сбор по этому виду налога скорее уменьшится, чем увеличится. В экономике тоже за примером далеко ходить не надо. Почему в России недоступны санатории, и почему российский народ предпочитает ехать в Египет и Турцию. А потому что налог на недвижимость, на огромные земельные территории, да еще по кадастровой стоимости, 43% на зарплату, налог на прибыль делают путевки в санаторий недосягаемыми, а санатории полупустыми. Сделайте налоги вдвое меньше и санатории дадут доходы вдвое большие, чем сегодня.

Уплата земельного налога с кадастровой стоимости поселенческих земель это не только удавка для жителей городов и сел, это петля для сельского хозяйства. Известно, что в России 86% овощей и 92% картофеля выращивается в личных подворьях и на садовых участках граждан. В 12 и регионах, где проводился эксперимент по определению кадастровой стоимости земли она выросла от 6 до 62 раз. Чтобы не платить непосильный налог крестьяне бросают картофельные поля, отрезают огороды и перестают выращивать необходимые культуры. В условиях, когда России грозят экономические санкции и половину продовольствия Россия закупает за рубежом, можно ли назвать введение кадастровой оценки стоимости земли и недвижимости умной затеей?

Минфин предлагает дать ничтожные льготы малым предприятиям, которых в прошлом году уничтожили 600 тысяч штук. И в этом Минфин видит решение всех проблем в экономике. Большому бизнесу Минфин предлагает увеличить акцизы и стоимость ГСМ, особенно дизельного топлива аж на 29%. Надо полагать, что это, по их мнению, будет большой помощью загибающемуся сельскому хозяйству.

Хочется сказать только одно, что предложения Минфина принимать категорически нельзя, а разработчиков обсуждаемого документа надо отдавать под суд за преднамеренное разрушение экономики страны.

В этой связи хотел бы предложить несколько вопросов для обсуждения:

  1. Страна попала в трудное положение, и выводить ее из кризиса необходимо всем, в том числе и олигархам, которые долгое время паразитировали на советской собственности. В этой связи просто необходимо установить прогрессивный налог на сверхдоходы в размере 70%. От этого введения бюджет получит не много, но в экономике останется порядка 260 млрд. рублей.
  2. Нужно, наконец, ввести, обсуждаемый много раз налог на роскошь, который является хорошим примером адресного увеличения налоговой нагрузки.
  3. Отмена «золотых парашютов», не адекватной зарплаты чиновникам и топ-менеджерам госкорпораций, установление моратория на выплату дивидендов на 3 года - все это позволит сократить бюджетные расходы на 140 млрд. рублей и оставить в экономике 420 млрд. рублей.
  4. Отказаться от проведения чемпионата мира по футболу и универсиады.
  5. Чтоб дать возможность вздохнуть экономике, мы не раз предлагали отменить налог на добавленную стоимость, который приводит к удорожанию отечественной продукции от 10 до 18%. Этого налога не было в СССР, его нет в США. При изменении денежно-кредитной политики это можно сделать без ущерба для бюджета, к тому же эти потери окупятся в первый же год, но главное сделают российскую продукцию конкурентоспособной. Для этой цели нам никто не запрещает консолидировать в бюджет Резервный фонд и ФНБ.
  6. Налог на фонд оплаты труда установить не выше 22% как средний показатель развитых стран.
  7. Упразднить земельный налог и на недвижимость. Эти средства пойдут на развитие производства и облегчат налоговую нагрузку на предприятия.
  8. Сколько раз мы предлагали установить монополию на производство и реализацию вино-водочной продукции и табачных изделий это даст в бюджет дополнительно 2 триллиона рублей в год. Вот эти средства и заменят выпадающие доходы от упразднения налога на добавленную стоимость.
  9. Сегодня, когда из-за рубежа нам грозят экономическим санкциями, а Россия закупает половину продовольствия за рубежом необходимо освободить сельскохозяйственные предприятия от уплаты налогов. Кредиты сельскохозяйственным товаропроизводителям предоставлять под процент не выше уровня инфляции;
    • списать сложившуюся на 01 января 2008 года задолженность сельхозпредприятий бюджетам всех уровней;
    • отменить дорожный акциз на дизельное топливо для сельхозтехники;
    • отвязать НДПИ от мировых цен на нефть с целью стабилизации цен на нефтепродукты внутри страны.

И третий аспект: Денежно-кредитная политика должна способствовать развитию России, а не США и Евросоюза. Наши валютные накопления отправлены именно туда и работают на чужую экономику , а не на Россию.

  • в России не хватает кредитных ресурсов. Коэффициент монетизации в России составляет около 47, в то время как в развитых странах он 80-120, в Китае 200. Именно этим в Китае обеспечивается экономический рост более 10%, а в России экономика в стагнации. Чтобы повысить уровень монетизации экономики хотя бы до 80% нужно вернуть в страну 27 трлн. рублей, которые легально и нелегально вывезены за границу. Есть еще резерв – это возврат в страну зарубежных вкладов топ-менеджеров, депутатов и чиновников. Это тоже сумма не малая.
  • Прекратить поддержку доллара. Курс доллара должен быть адекватным реальной инфляции. Этим прекратится переток капитала из экономики в банковский сектор. За последние 13 лет этот переток составил 200 трлн. рублей.
  • ужесточить меры по вывозу капитала, в том числе трансграничных переводов (в 2014 году ожидается отток 100 млрд. дол.)
  • Прекратить вывоз капитала за рубеж, как государством, так и бизнесом. Разница между доходами от размещения российских денежных средств за рубежом и убытков от использования заемных средств составляет 40-50 млрд. долларов в год. В результате этой преступной схемы Россия за 13 последних лет потеряла 322,6 млрд. долларов.

К тому же в этом случае России не надо будет платить проценты, которые сегодня по средней ставке составляют сумму 30,8 млрд. дол. в год. Все это останется в экономике России.

  • С целью сохранения прибыли предприятий и повышения уровня инвестиций в экономику, запретить российским предприятиям реализацию продукции через дочерние предприятия в офшорных зонах.

Эти меры мы не раз предлагали правительству. Мы их не придумали. Эти меры работают во всех порядочных государствах. Только у нас считают единственной рациональной мерой ограбить простой народ, а все несовершенство законодательства пусть продолжает работать на разграбление страны.

Заместитель председателя Комитета ГД
по экономической политике
Н.В. Арефьев