НОСТАЛЬГИЯ ПО СССР КАК ДУХОВНЫЙ РЕСУРС ПАРТИИ

Никакая политика не может быть успешной, если она не учитывает и не опирается на психологию масс. Стенания по поводу того, что реформы в России (т. е. утверждение буржуазных отношений) не идут, продолжаются все постсоветские годы и пока им конца не видно. Не смирится русский человек, генетический социалист, даже если он этого и не осознаёт, с буржуазным общественным устройством.

А почему реформы «не идут»? Выше уже было сказано, но добавим и другие причины психологического порядка. Во-первых, разве советский народ был противником социализма? Конечно, нет. Он этот строй считал своим и вовсе не выступал за его свержение. А единичные эксцессы – не в счёт. Скажите: разве у нас было хоть что-то сравнимое с ненавистью к царизму и капитализму? Во-вторых, в национальной памяти нашего народа никогда не было положительного отношения к богатым людям. Богач всегда ассоциировался в общественном сознании со злодеем: «Мужик богатый – что бык рогатый» - разве коммунисты это придумали? Богач - это животное, временно исполняющее должность человека, кажется, это сказал А. М. Горький. И, в-третьих, когда совершался общественный переворот, т. е. в начале 90-х годов прошлого века, никакой ностальгии по капитализму в обществе не было. (Напомним, что ностальгия – это тоска по чему-то ушедшему, утраченному, но очень дорогому, в первую очередь - это тоска по Родине).

Иное дело – день сегодняшний, для которого ностальгия по Родине под названием СССР превратилась в важный фактор духовной жизни народа.

Российские социологи определяют ностальгию по СССР как комплексное социальное явление, включающее в себя:

  • ностальгию по развитой социальной системе Советского Союза;

  • симпатии к советской культуре;

  • положительное отношение к целям и задачам СССР как к «великим», «грандиозным»;

  • положительное отношение к советским лидерам Сталину, Ленину, Андропову, Брежневу, Хрущёву и т. д.;

  • положительное отношение к определённым деталям советского быта – системе ГОСТ, здравоохранения, общественного питания, и т. п.

Но политики эту ностальгию предпочитают не замечать. Исключением может считаться факт возвращения музыки Гимна СССР в качестве гимна России. Это был мудрый, психологически выверенный шаг и потому комфортный для общества. Всё же приятно бывшему советскому человеку просыпаться под родную мелодию, словно ничего не случилось.

Впрочем, почему бывшему? Советский человек, которого демократы презрительно именуют «совком», никуда не делся. Ему просто не позволяют голос подать, к тому же он и сам по своему воспитанию слишком скромный для того, чтобы вырывать у кого-то микрофон. Никуда не делся и Советский Союз. Он существует как духовный феномен – и не только как золотое прошлое, но и как историческая перспектива. Главная особенность ностальгии по СССР – не в плаче о прошлом, а в надежде на будущее.

Говорят, что человек умирает дважды: первый раз, когда его закапывают в землю, а второй раз – когда все забывают о нём. Но применимо ли это к общественному строю, который олицетворял СССР? Допустим, его «закопали», но СССР никогда не забудут даже в исторической перспективе. Эта реализованная вековая мечта людей будет передаваться из поколения в поколение как былина, сказка, как наказ и поучение на будущее.

Вроде бы начали забывать об СССР, и вдруг что-то произошло революционное в сознании людей, хоть закрывай властям тот же интернет. Он же провоцирует людей на борьбу за возрождение советской власти, советского прошлого, советской идеологии, морали, традиций.

Приведём некоторые примеры из того, что можно найти в интернете. Некто Г. Малыгин пишет: «Вспоминая лето в деревне 1984 года, я понимаю только теперь, что это и было Счастье. Все вместе такие родные: живые и здоровые. Дяди и тёти, братья и сестры, бабушки и дедушки. И нет ещё никаких «перестроек и ускорений», «лихих 90-х» и всей прочей дряни. Простое советское Счастье с клубникой в огороде, удочкой на речке, бабушкиными блинчиками и грибами в лесу. Когда на столе картошечка с селёдкой, мороженное и лимонад, песни до утра да купание в маленькой чистой речке.

Тогда мы этого не понимали, потому что не было у нас ещё опыта жизни в стране банков и бандитов, нищих пенсионеров и брошенных детей, убитых и искалеченных в междоусобных войнах. У меня и у всех нас был Завтрашний день! Пусть такой предсказуемый, но он был!!!»

А вот признание другого автора: «Праздники в СССР... Сколько их было в советское время, а главными были только три: 1 Мая, 7 ноября и Новый год. Кроме них, пожалуй, ещё 8 марта. Но такой торжественности, всеобщего веселья, доброжелательности, восторга, как на демонстрациях, больше не будет никогда и нигде.

Старое поколение сильно отличается от нового. Именно те люди умеют рисковать, самостоятельно решать проблемы, и помогать друг другу. Куда все это делось?.. Надо снова стараться возвращаться к тому времени, только так можно добиться успеха».

Примеров подобных высказываний масса. Приведу далее только заголовки из интернет-публикаций: «Такое можно было увидеть только в СССР! 10 фото из нашей прошлой жизни от которых защемит сердце…»; «Очень хочется в Советский Союз. Часть 1»; «Это просто жизнь. Как в СССР относились друг к другу»; «Коллективно ударим по ностальгии!»; «Какими были дети во время СССР?»; «Советская школа: как это было?»; «Ностальгические фотографии советских свадеб: как будто вся эпоха проходит перед глазами» и т. д. до бесконечности.

Познер как-то скал, что сегодня по Советскому Союзу грустят в основном те, кто в нем не жил. Это – неправда. В том-то и дело, что ностальгия охватывает даже те слои населения, которые никогда не жили при социализме. Возможно, это происходит не столько потому, что социализм был уж так хорош, сколько потому, что капитализм с его изъянами уж очень мерзок. Демократы ещё недавно смеялись над выводами В. И. Ленина, что империализм – это загнивающий, умирающий и паразитический капитализм. А теперь видим, что Ленин был прав.

Ностальгия по СССР имеет явную тенденцию к усилению. Первый звонок прозвенел в 1996 году, когда впервые вышла в эфир телепередача «Старые песни о главном», лейтмотивом которой было исполнение советских песен современными поп-артистами. Передача оказалась крайне успешной и с тех пор регулярно выходила в эфир, породив ряд подражающих или похожих передач. Одновременно стали подвергаться сомнению тезисы о тоталитарности существовавшего в Советском Союзе строя, о его изначальной ущербности и нежизнеспособности.

В 2000-х годах ностальгия по СССР вышла на новый уровень - возникали столовые «по-советски». (В Ставрополе одно время было кафе «Советское» на ул. Тельмана). В рекламных кампаниях всячески использовалась система ГОСТ и узнаваемые стереотипы времён Советского Союза. Стали возникать музеи, посвящённые быту времён «длинных семидесятых» (1968-1982 гг.), преимущественно - частных. Таким образом, возникло «советское ретро», апеллировавшее ко времени, «когда всё было «просто».

Характерно, что и в странах бывшей Югославии наблюдается похожее явление «Югоностальгии» - ностальгии по временам единой социалистической Югославии, а на землях бывшей ГДР - «Остальгия». На территории России есть многочисленные неформальные организации сторонников восстановления СССР. Инициативной группой во главе с Г. В. Евпловым сообщается, что уже формируются и даже работают Верховные Советы СССР и РСФСР, начато формирование Ставропольского горисполкома (см.: st_ispolkom26mail.ru). Всё это очень серьёзно, хотя и кажется не серьёзным, но любые общественные изменения начинаются с изменения сознания людей.

Листая страницы журналов, газет, переходя от сайта к сайту, складывается впечатление, что капитализм может рухнуть под давлением ностальгии по СССР. Ныне она носит не только и не столько психологический характер, дескать, прошлое, даже плохое, с годами кажется хорошим, но и идеологический и политический характер. Ностальгия по СССР – не просто звоночек, но и громкий колокольный бой господам: туда ли ведёте страну?

В этих условиях очень важна позиция старших поколений и особенно коммунистов. Молодёжь может узнать настоящую правду об СССР только из наших уст. Мы обманываем себя, обманываем молодёжь и предаём свою историю, когда соглашаемся с клеветой в адрес прошлого, хуже того, сами участвуем в ней. Мы стыдимся признаться, что были счастливы – почему?

Чем же мы были счастливы и чем несчастны нынешние «дорогие россияне», какими богачами иные из них ни были?

Вот наше богатство. Во-первых, у нас была возвышающая и объединяющая идея – путеводная в жизни. Речь идёт об идее коммунистического строительства. Да – утопическая на определённом историческом этапе. Но прогресс есть процесс реализации утопий. Идеи существуют вовсе не для того, чтобы их тут же внедрять в жизнь, а для того, чтобы ориентировать жизнь в нужном направлении и двигаться по нему. Что и происходило в советском обществе… У нынешних же граждан России вместо идеи – пустота личного обогащения как и пять тысяч лет назад, унизительная для современного человека.

Другое наше богатство – это коллективизм бытия. Говорят, что он уничтожал личность. Ничего подобно! В советском коллективе, в сущности, семейном, каждый человек чувствовал себя значимым. Мы не знали конкуренции, но любили соревнование. Мы не знали войны всех против всех, как это происходит ныне. Уже со школьной парты у детей формируют «конкурентноспособность»! Это же ужас, когда школьник смотрит на своих товарищей по учёбе и думает: «Это - мои конкуренты!» А нас в советское время окружали товарищи…

Третье наше богатство - дружба народов. Остаётся феноменальным сам факт преодоления многовековой вражды народов, в столь короткие исторические сроки, и переплавление этой вражды в реальную дружбу людей, когда они почти не интересовались национальностью друг друга. У нас тогда была одна национальность – советский человек. На фоне нынешней ненависти украинских граждан к русским об этом богатстве советской эпохи можно только мечтать. Посеяны семена ненависти, возможно, на века. Но кто всё это объяснит молодёжи, кроме нас – представителей старшего поколения?

Товарищи! Встречайтесь с молодёжью, выступайте перед нею, пишите в газету, присылайте свои фотографии со своими комментариями запечатлевшие прошлое счастье. Умная защита советского прошлого – это наш вклад в светлое будущее людей.

Будет же оно, если мы – люди?

  • 1

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ЗАКОНЫ «О ДЕТЯХ ВОЙНЫ»