Правительство подготовило план восстановления экономики
Коронавирусная эпопея в значительной мере подорвала материальное положение наших граждан и экономику страны. По предварительным подсчётам, падение экономики по объективным причинам составит 22%. Общие потери от карантинных мер превысят 12 триллионов рублей. Это значительная сумма, если учесть, что весь федеральный бюджет страны составляет 20 триллионов рублей. Выход из данной ситуации просматривается с трудом при цене на нефть 35 долларов за баррель, при снижении курса рубля на 9%, при семилетнем падении доходов населения, инфляции в 5,5%. При этом надо учесть, что эпоха высоких нефтяных цен закончится. В мире нарастает использование возобновляемых источников энергии. Электрификация транспорта, особенно автомобильного, сведёт нефтяные цены до минимума.
По мнению Г. Грефа, активных и сравнительно дешёвых запасов нефти и газа в России осталось на 12 лет. А запасы на шельфе Северного Ледовитого океана большие, но себестоимость их добычи в 15 раз выше! Следовательно, надо ориентироваться на внутренний рынок, сокращая до минимума импорт, привлечение иностранной рабочей силы, иностранные займы, которые требуют валютных расходов, потому что валюты будет всё меньше и меньше.
Сейчас, после карантина, проблема восстановления экономики должна решаться именно в таком плане. Нужно создавать другую экономику, более эффективную и управляемую, чем была. Однако правительство не намерено принимать радикальные меры и выводить страну на путь устойчивого развития.
Об этом говорит разработанный правительством «Общенациональный план восстановления экономики РФ и доходов граждан». Его реализация, по расчётам авторов, может привести к восстановлению экономики России до конца 2021 года, и то условно, если коронавирус не помешает. Разрушили за два месяца, а восстанавливать будут три года, именно три, потому что все сроки скользящие.
В марте 2020 года, перед карантином, экономика России уже была на грани рецессии:
7 лет стагнации и снижения уровня благосостояния населения дали свои результаты. К этому прибавились мировой экономический кризис, более чем вдвое снижение мировых цен на углеводородное сырьё и топливо, падение курса рубля и коронавирусная пандемия.
Потери от этих факторов легко просчитываются. Повышение курса иностранных валют на 14% при соотношении уровня импорта к ВВП в 15% увеличивает инфляцию на 5,5% по году! Два месяца карантинного отпуска дают падение ВВП на 5,2%. Снижение цен на нефть и газ сократит ВВП по базовому сценарию на 14%. Падение ВВП с учётом падения стоимости реализованных товаров составит 3,8%. В результате ВВП России в 2020 году снизится на 22,6%, или на 20 триллионов рублей. В таком случае доходы населения в среднем должны снизиться на 12%, или на 13 триллионов рублей.
Однако план восстановления экономики предусматривает всего 7,3 триллиона рублей. При этом бюджетные средства составят всего 5 триллионов рублей. А 2,2 триллиона пойдут на нацпроект «Инфраструктура».
Исходя из того, что потери России составят более 22% ВВП, чтобы избежать триллионных убытков населения, на компенсацию этих потерь нужно порядка 12 триллионов рублей.
В России на социальную поддержку правительство собирается потратить всего 700 миллиардов рублей, при снижении доходов населения на 13 триллионов рублей, хотя официально считается, что доходы снизятся на 5,2%. Необходимо отметить, что за последние 6 лет доходы уже снизились на 8,2%. По уровню жизни населения страна откатывается в нулевые годы. И при этом хватает совести заявлять, что народу не надо давать денег. Причём это говорит также министр финансов А. Силуанов, зарплата которого выросла до 3,3 миллиона в месяц!
По данным Росстата, уровень безработицы за нерабочий апрель вырос до 5,8%, то есть с 700 тысяч зарегистрированных безработных до 2,1 миллиона человек, а всего утративших работу около 7 миллионов человек, что считается максимумом за четыре года. По итогам 2019-го безработица составляла 4,6%.
Для обеспечения роста реальных доходов населения, восстановления занятости и спроса в проекте плана содержатся уже анонсированные и запущенные меры поддержки (такие, как прямые выплаты на детей и увеличение пособия по безработице до уровня МРОТ — 12,13 тыс. руб.) и новые инициативы. Например, реализация на всей территории страны с 1 января 2021 года нового порядка «прямых выплат» по больничным листам и по выплачиваемым в рамках социального страхования пособиям гражданам, имеющим детей, что потребует дополнительно почти 52 миллиарда рублей;
установление с октября 2020 года минимального размера часовой ставки при привлечении работников на неполное рабочее время сроком до трёх месяцев «с целью борьбы с теневой оплатой труда и защиты интересов работодателей и их работников, работающих неполное рабочее время»;
обеспечение с июля 2020 года возможности перехода на удалённый режим работы, в том числе комбинированный, включающий как «удалёнку», так и присутствие на рабочем месте, без заключения дополнительных соглашений к трудовому договору;
создание «социального казначейства», осуществляющего функции предоставления мер социальной поддержки;
предоставление возможности перевода государственных и муниципальных служащих на дистанционную работу.
К декабрю 2020 года минтруд должен установить единый подход к определению состава семьи и перечня доходов для предоставления мер соцподдержки. Как видно из плана, оказание помощи народу в основном косвенное, которое имеет либо отложенное действие, либо стимулирующий характер, причём даже такие преференции получить очень сложно, правительство их обставляет такими критериями, что получит помощь только незначительное число людей.
На помощь малому и среднему бизнесу будет выделено 1,3 триллиона рублей, но и она израсходована не будет. Во-первых, потому, что, кроме уже объявленных мер, новых в плане нет.
Во-вторых, по сообщению Торгово-промышленной палаты, 58% предприятий не входят в перечень поддержки по критериям. На середину мая какие-либо льготы получили от 3% до 10% малых и средних предприятий. То есть льготы есть, но получить их невозможно! Такие условия устанавливает правительство. Необходимо отметить, что в ФРГ, например, малому бизнесу оказывают довольно значительную финансовую помощь без всяких условий, даже иностранным гражданам.
Планом предусматриваются также дополнительные нематериальные льготы для малого и среднего бизнеса, однако они касаются определённых групп бизнеса и являются косвенными.
Закрытие экономики и сокращение выручки привели к снижению деловой активности. Инвестиции в основной капитал в 2020 году рухнут на 12% после роста на 1,7% в 2019-м. При такой критической ситуации в плане восстановления экономики предполагается различным отраслям выделить всего 500 миллиардов рублей. Но такими суммами все отрасли реального сектора экономики не восстановить! Тем более что регионы тоже не смогут компенсировать бизнесу потери, потому что у них минимальный бюджет, огромные долги, а помощь от государства составит всего 350 миллиардов рублей, по 4 миллиарда на регион. Ещё 2,2 триллиона рублей составят инвестиции в инфраструктуру, куда войдут, в том числе, внебюджетные средства. В общую «смету» входят расходы и на ранее одобренную помощь населению и бизнесу, а значительная часть расходов, например, закупки почти на один триллион оборудования и машин, уже были предусмотрены нацпроектами, но их оплатят с опережением графика.
Таким образом, на восстановление экономики практически будет выделено всего 4 триллиона рублей. Сравните: вдвое меньшая ФРГ выделяет 10,8 триллиона (в пересчёте на рубли по текущему курсу). И ладно бы не было денег. Фонд национального благосостояния за время карантина не только не похудел, а, наоборот, даже увеличился и составляет 12,5 триллиона рублей, а золотовалютные резервы — 570 миллиардов долларов.
План предусматривает начало нового инвестиционного цикла и выхода на темпы роста инвестиций на уровне 4,5% к концу 2021 года. Предлагается завершить создание механизма соглашений о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК) для содействия крупным частным инвестпроектам, в том числе с июля 2020 года предоставить возможность компенсации расходов на инфраструктуру, а также затрат на уплату части процентов по кредитам и займам, привлечённым для её создания, в объёме поступающих налогов. Это опять косвенная помощь!
По мнению правительства, содействовать инвестиционному росту должны крупные инфраструктурные проекты из нацпроекта «Безопасные и качественные дороги» и комплексного плана развития и модернизации инфраструктуры, например, строительство автотрассы из Москвы в Казань, входящей в состав международного транспортного маршрута Европа — Западный Китай. Кроме того, план предусматривает новые проекты, в частности строительство и реконструкцию к 2024 году участков автомобильной дороги Р-255 «Сибирь» из Новосибирска в Казань в обход Кемерова стоимостью 45,3 миллиарда рублей.
Но все эти проекты носят временный характер, к тому же в сфере услуг. Правительство упорно не хочет создавать заводы и фабрики для удовлетворения спроса на товары народного потребления и производство средств производства. Не в строительстве дорог скрываются высокие технологии, они обнаруживаются в машиностроении, которое сократилось до уровня 3% ВВП, тогда как в советское время занимало 26%. По существу, Россия обречена на импорт продовольствия и промышленных товаров.
Кое-какая помощь будет оказана через стимулирование спроса посредством госзакупок, а также субсидий и госгарантий. Минфин предоставит 23,4 миллиарда рублей в 2020 году на поддержку российских авиакомпаний через компенсацию понесённых расходов. Авиационная промышленность получит госгарантии по кредитам на закупку 59 самолётов Sukhoi Superjet 100 в объёме 139,6 миллиарда рублей.
В жилищном строительстве проект плана предполагает меры для снижения средневзвешенной ставки по ипотечным кредитам до менее 8%, в том числе за счёт реализации программы субсидирования ипотеки на новостройки по 6,5%. Кроме того, минстрой направит в этом году 30 миллиардов рублей на финансирование завершения строительства проблемных объектов и восстановление прав граждан — участников долевого строительства, следует из проекта документа. Но без оказания реальной помощи населению эти меры не будут иметь успеха, люди не покупают квартиры, когда у них голодные дети!
Что касается туристической отрасли, власти готовы с 1 января 2021 года снизить ставку НДС до 7% для компаний, что приведёт к выпадающим доходам бюджета в объёме 11,7 миллиарда рублей в будущем году. А предприятиям гостинично-туристской сферы планируется возместить половину платежей по процентам и отсрочить выплаты основного долга по ранее выданным кредитам на период с июля по декабрь текущего года.
План рассчитан до конца 2021 года. К этому моменту российская экономика должна начать расти на 2,5%, должны увеличиваться реальные доходы населения, а безработица — снизиться до 5%. Но всё это очень похоже на гадание на кофейной гуще. Все эти меры не укладываются в расчёт потерь и не соответствуют размерам компенсаций.
В сущности, положение, в которое попала российская экономика, соответствует чрезвычайному, и уже давно надо переходить на мобилизационную модель, чтобы вытянуть страну со дна безысходности. План предусматривает лишь возврат экономики к уровню марта 2020 года, но выпадающие объёмы от снижения продажи нефти и газа возмещать нечем, реальный сектор, упавший из-за карантина, этих объёмов не наверстает. А дороги и мосты, строящиеся за бюджетные деньги, переложат их из одного кармана в другой, добавленной стоимости не будет, возврата денежных средств не произойдёт.
Таким образом, в то время как по зданию российской экономики пошли трещины, горе-прорабы из правительства обсуждают лишь колер, в который надо покрасить её фасад.