АСТРАХАНСКАЯ ОБЛАСТЬ. ДЕТЯМ – О ПРАВДЕ ВОЙНЫ

b_320_320_16777215_0_0_images_news_2021_03_17002.jpg

Кто как не дети той суровой поры могут рассказать сегодняшним ребятам о себе и о своем военном детстве.

В канун Дня Защитника Отечества я была приглашена для такой беседы в один из четырех четвертых классов Астраханского лицея №2 имени В.В. Разуваева. Исключительно тепло, как давнего друга, встречали меня ученики (их в классе 34) и их учительница, классный руководитель Елена Павловна Котёнова, с улыбкой уступившая мне свое место за учительским столом. Признаться, я очень волновалась, как пойдет беседа, в каком ключе вести её, ведь ребятишки – уже не маленькие, но ещё и не взрослые, как воспримут все, о чем хотелось бы рассказать.

Мои сомнения оказались напрасными. Уже с первых минут этого урока я поняла, что передо мной не просто любознательные, смышленые дети, умеющие слушать других, а впечатлительные, эмоционально реагирующие на каждое слово, благодарные зрелые люди, которыми можно только гордиться.

Не стану пересказывать здесь весь наш разговор. Скажу только, что всех их привел в глубокое волнение мой риторический вопрос: что в жизни самое страшное для ребенка? Конечно же, потеря родителей. Мы с сестренкой остались без папы уже в самом начале войны. Он погиб при защите северо-западной границы нашей Родины. Мне тогда только что исполнилось 5 лет. За годы войны без отцов остались многие ребятишки, но при этом многие и мам потеряли. Например, во время эвакуации, когда целые эшелоны вывозили женщин и детей на восток страны, не охваченный военными действиями. Вот и мы так ехали. Товарный вагон. Тюки с вещами, на них - ребятишки с мамами, бабушками. Хочется пить, а воды нет. Мама перед каждой станцией – с бидонами или котелком в руке, готовая выпрыгнуть из вагона, найти заветную колонку с холодной водой, а ещё лучше – установку с кипятком. А время-то военное, на станциях – перегрузка, зачастую – сбой расписания движения. Чтобы добыть воды, женщины в поисках заветного источника лезли под вагоном, рискуя жизнью, поскольку не знали, когда двинется тот или иной состав. В наш вагон, когда поезд пошел, не вернулось сразу несколько женщин. Опоздали, а может быть, погибли под колесами. До сих пор у меня на душе крик отчаяния, плач ребятишек, не дождавшихся мам.

Слушая это, дети словно оцепенели и тут же начали поднимать руки, чтобы рассказать о своих близких – участниках войны. Как прадед одного из маленького спас командира, а прадедушка другого получил ожоги лица в горящем танке, как их родственники спасались от вражеских обстрелов в землянках.

Было понятно: ученики этого класса многое знают о Великой Отечественной войне из рассказов своих близких, уроков мужества, которые периодически проводятся в классе, в лицее, из посещения музеев, фотовыставок о войне. Знают ребята и о том, как наши недруги пытаются сегодня переписать историю войны. Но конкретные документы, фотографии, воспоминания ветеранов, реальные факты из рассказов о том тяжелом памятном времени – это и есть правда о войне.

Большое впечатление произвел на ребят мой рассказ о том, что в квартире у астраханца Германа Константиновича Ведерников в качестве бесценной реликвии хранится… пароходный гудок. Да-да, гудок от настоящего парохода, на котором в годы войны был механиком папа этого человека. На борту находилась и вся семья Ведерниковых. Там же, под вражескими снарядами суждено было в 1943-м году родиться Герману Константиновичу.

Судно работало в радиусе Сталинградской битвы: подвозили новых бойцов, тяжело раненных транспортировали по госпиталям. Пароход был под многочисленными обстрелами, но не затонул. А когда списали с линии – гудок подарили Герману Константиновичу. По жизни он пошел дорогой отца, окончил Астраханское речное училище, стал тоже судовым механиком, затем начальником Речного Регистра, навсегда связав свою судьбу с родной Волгой.

Дети войны, подрастая, жадно цеплялись за учебу, знания, чтобы как можно быстрее обрести профессию, помочь своей стране восстановиться из разрухи. Колоссальную роль в жизни страны сыграли тогда девочки-подростки, занятые вместо ушедших на фронт отцов и старших братьев на рыбном промысле. Как журналисту мне посчастливилось встретиться с одной из них – с Екатериной Семеновной Лопухиной из села Житное Икрянинского района. Сегодня её уже, к сожалению, нет среди нас, но встреча в её уютном доме за чашечкой чая с рыбным пирогом запомнилась на всю жизнь. Она рассказывала тогда, что росла боевой, бесстрашной девчонкой, лидером среди сверстников, но тщательно скрывала ото всех, что больше всего на свете боится воды и не умеет плавать. Но в 13 лет ей первый раз пришлось, чтобы помочь семье, выйти на промысел. Звеньевой – единственный мужчина, оставшийся в тылу, чтобы помочь женщинам, приставил её к парусу. Но разыгрался шторм, удержать парус она не смогла и вместе с ним рухнула в пучину Каспия. Звеньевой спас её, утешал, что получила боевое крещение и теперь-то уже никакая морская стихия ей будет не страшна. И после войны Катя долго оставалась рыбачкой, была награждена очень ценным в ту пору подарком – наручными женскими часиками «Мечта».

Ни Катя Лопухина, ни её многочисленные сверстники-подростки, занятые тогда на рыбном промысле, не задумывались тогда, какое великое дело делают для страны, для своего народа, добывая рыбу, вытапливая из неё для тяжелораненых бойцов, для всей детворы страны рыбий жир. И у жиротопок подростки работали, и на заготовке льда, и на рыбообработке. Было невообразимо трудно, но есть такое волшебное слово: «Надо!»

Зашла в беседе речь и том, что четвертый класс – выпускной, ещё четверть и останется позади начальная школа. Но навсегда важно сохранить то доброе, что было получено за эти годы от классного руководителя, от товарищей по учебе.

Я обратилась к детям с большой просьбой – как можно бережнее относиться ко всем ветеранам, среди которых сегодня и дети войны, восстановившие страну после её великой разрухи. Порой в семьях не скрывают раздражения, если бабушка или дедушка хранят какой-то старый фотоаппарат или пожелтевшие от времени фотографии, статуэтки, чашки, книги, якобы, захламляя квартиру. А ведь это – свидетельства памяти о былых друзьях, событиях, о Великой Отечественной войне.

Проходят дни, но я до сих пор под ярким впечатлением об этой встрече в лицее. Подумалось о том, что всем нам, взрослым, надо чаще разговаривать с детьми, причем не только о былой войне, а вообще о жизни, что непременно укрепит нашу веру в них, а значит, и в будущее нашей любимой самодостаточной России.

  • 1

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ЗАКОНЫ «О ДЕТЯХ ВОЙНЫ»