АСТРАХАНЬ ЗАСЛУЖИЛА ЗВАНИЕ «ГОРОДА ТРУДОВОЙ ДОБЛЕСТИ»

b_320_320_16777215_0_0_images_news_2021_03_26001.jpg

Городская администрация готовит пакет документов для выхода в Городскую Думу с инициативой о присвоении почётного звания Российской Федерации «Город трудовой доблести» областному центру. Почётный статус получают города, жители которых своим трудом внесли большой вклад в победу в Великой Отечественной войне. Свою позицию по данному вопросу высказывает на наших страницах председатель правления АРО ООО «Дети войны» Владимир Дмитриевич Усов.

22 июня 1941 г. астраханцы проснулись в воскресный теплый день с хорошим настроением и планами, как они его проведут. А с 4 часов утра на границе по всей протяженности уже шли тяжелейшие бои с фашистами. Бомбили Киев, Севастополь, Одессу и другие города нашей Родины. В полдень по радио В.М. Молотов выступил с заявлением о вероломном нападении без объявления войны Германии на Советский Союз. Началась Великая Отечественная война.

Судьба и жизнь астраханцев повернулись в другое русло. Пошли звонки и понесли повестки из военкоматов. В первую очередь призывались запасники-офицеры, медработники, повара, трактористы, шоферы. Через несколько дней астраханцев уже направляли в воинские части. Впоследствии, в основном из астраханцев, начала формироваться 28 армия.

Враг, имея преимущество в танках, технике и самолетах, двинулся на Москву, Ленинград, Киев, Смоленск и другие города. К октябрю фашистам удалось приблизиться к Москве, окружить Ленинград, взять Киев, приблизиться к Одессе, Севастополю, Ростову. Начались тяжелые жестокие бои.

Астраханцы начали получать похоронки, письма из госпиталей. Увеличился призыв в армию. Ушедших мужчин заменили женщины и подростки. Заводы города: им. Сталина, Карла Маркса, Ленина, III Интернационала, Кирова и других стали переходить на военную продукцию, необходимую фронту — катера, понтоны, все виды боеприпасов. В городе было организовано большое количество госпиталей, учебных военных курсов. Лозунг «Все для фронта, всё для Победы!» стал призывом и для астраханцев. Рыбные предприятия готовили продукцию для фронта. Хлебозавод выпекал хлеб и сушил сухари для наших солдат. В госпиталях астраханцы помогали медицинскому составу как могли, оказывали помощь раненым. Свободного времени у населения не было — рыли окопы, траншеи, вязали и шили одежду для фронта. Свой посильный труд вносили и дети войны: собирали деньги и сдавали для фронта, собирали металлолом, большую работу проводили в госпиталях, выполняли любую работу, даже в рыболовецких колхозах заменяли отцов. Также было и на предприятиях города.

После наступления Красной Армии под Москвой оборона отодвинулась на сотни километров от столицы. Гитлер понял, что Москву не взять, и вермахт разработал план захвата Сталинграда и Астрахани в 1942 году. Но в результате после тяжелых боев за Ростов, Харьков и Воронеж фашисты решили сосредоточить основной удар по Сталинграду, и, захватив его, направить войска на Кавказ и дальше на юг, тем более, что после взятия Сталинграда Турция и Япония обещали вступить в войну против Советского Союза.

При таком раскладе Астрахань становилась стратегическим перевалочным пунктом воинских частей, техники, горюче смазочных материалов, боеприпасов, продуктов. Если солдат иногда может подождать доставку продуктов, то без смазки орудие стрелять не будет, и вся остальная движущая техника не поедет, и самолеты не полетят.

Первостепенная задача была поставлена астраханскому транспорту: доставлять в обороняющийся Сталинград всё необходимое, а из Сталинграда вывозить раненых солдат. Немцы, конечно, знали об этих проблемах, поэтому на путях доставки постоянно летал в воздухе самолет разведчик «рама». И как только обнаруживали движение транспорта к Сталинграду, сразу вызывали бомбардировщиков для его уничтожения. А природный рельеф от Астрахани до Сталинграда — степь да степь кругом, видимость хорошая, ночи короткие. Как астраханские железнодорожники доставляли грузы, только они об этом могут написать. Второй путь оказался основным, но не безопасным, и длиннее железнодорожного. Проследим доставку. В Баку загружались танкера грузоподъемностью 10 000 тонн и следовали на Астраханский морской рейд, в пути постоянно подвергаясь налету фашистских самолетов, суда получали повреждения, но продолжали следовать на рейд для разгрузки. На Астраханском морском рейде, на дебаркадере «Донбасс» находился астраханский штаб пароходства по перегрузке нефтепродуктов с танкеров на пятитысячные нефтеналивные баржи, которые буксировались судами Каспийского государственного рейдового пароходства, которое находилось в г. Астрахани. После доставки нефтеналивных морских барж в Астрахани они перегружались на речные баржи Государственного речного пароходства «Волготанкер» и речными буксирами доставлялись в район Сталинграда. Если речные баржи задерживались в пути, то топливо и масла выгружались на астраханские городские нефтебазы, с последующей отгрузкой на Сталинград, а порожние баржи буксировались на Астраханский морской рейд для погрузки, где астраханские суда и корабли постоянно вели бои с фашистскими самолетами. Значение этого волжского пути трудно переоценить.

Поэтому в Астрахани действовал постоянный штаб перевозок по р. Волге. Начальники пароходств были на правах заместителей наркома, который и сам находился почти постоянно в Астрахани. На буксировщиках и баржах работали, в основном, астраханцы.

Были случаи, когда морским буксировщикам давали команду, не перегружая баржи, следовать к Сталинграду. На буксировщиках стояли спаренные пулеметы для стрельбы по вражеским самолетам, что иногда выполняли экипажи судов, женщины и подростки. Стреляли, горели, получали пробоины, но продолжали двигаться к Сталинграду. Видя, что этого мало, фашисты начали с воздуха минировать Волгу. Особую активность в минировании подвергся Волго-Каспийский канал от Астраханского морского рейда до Астрахани. От бомбежек и обстрелов суда, которые двигались по нему, гибли и тонули. Погибали капитаны, члены экипажей получали ранения, но караваны упорно продолжали идти до Астрахани и от Астрахани до Сталинграда. Фамилиями капитанов двух буксировщиков, погибших при проводке караванов в Астрахань, названы 2 судна и улицы в Трусовском районе нашего города: капитана Краснова и капитана Н. Ветошникова. От Астрахани до Сталинграда затонуло более 350 судов, многие до сих пор не подняты. Пассажирские суда погибали не только с экипажами, но и со всеми, кто был в это время при минном взрыве на судне. Астраханские водники, не жалея себя, шли на смерть ради нашей Победы. Многие из них были награждены орденами и медалями, в том числе и посмертно.

Спасибо им за нашу Победу. Низко кланяемся родственникам погибших. Пока мы живы, мы не забудем их и их подвиги.

Совместно с Министерством культуры, областной Научной библиотекой им. Н.К. Крупской мы проводили много мероприятий, касающихся детей войны. И те, кто будет готовить материал на присвоение Астрахани звания «Город трудовой доблести», может ознакомиться с этим материалом. Астраханцы сражались не только за Астрахань, но и геройски погибали на полях сражений нашей Родины, а дожившие до Победы оставили свои росписи и адреса «Мы из Астрахани» на рейхстаге. Астрахань давно заслужила не только звания «Города трудовой доблести», но и более высокой награды. Об этом говорят ордена Ленина» и орден Октябрьской революции, которые заслужили астраханцы.

  • 1

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ЗАКОНЫ «О ДЕТЯХ ВОЙНЫ»