«ДЕТИ ВОЙНЫ»

Общероссийская общественная организация

О тех, кто не предал идеалов молодости

О связи комсомола и флота СССР мы беседуем с комсомольцем 50-х годов, капитаном дальнего плавания, в прошлом начальника Астраханского мореходного училища, а сегодня председателем Правления АРО ООО «Дети войны» В.Д. Усовым.

- Владимир Дмитриевич, через несколько дней мы будем отмечать 95-летие ВЛКСМ. Что Вы можете рассказать о первых комсомольских организациях на флоте?

- Комсомольские организации на флоте возникли раньше 29 октября 1918 года. Правда, тогда они не назывались комсомольскими.

7 ноября 1917 года по сигнальному выстрелу крейсера «Аврора» начался штурм Зимнего дворца – оплота Временного правительства. Зимний пал без единого выстрела со стороны штурмовавших. Власть перешла к Советам. Матросами на «Авроре», да и на всем Балтийском флоте были люди, в основном, в возрасте до 30 лет, многие их них активно поддерживали большевиков. Они создавали первые ячейки «ревморов» - революционных моряков. На первом Всероссийском съезде рабочей и крестьянской молодежи были делегатами и матросы.

После создания РКСМ комсомольские ячейки стали создаваться и на военных кораблях, и на гражданских судах.

- В годы гражданской войны Астрахань имела очень важное стратегическое значение для молодой Советской республики. Как в это время проявили себя моряки-комсомольцы?

- По инициативе В.И. Ленина была создана Астрахано-Каспийская флотилия. 1919 год, Астрахань в кольце врагов, в самом городе подняли голову контрреволюционные элементы. Военные моряки были в первых рядах защитников Советской власти. Охраняли важнейшие заводы и предприятия города. Другой отряд дрался с мятежниками. На эскадренном миноносце «Москвитянин» к орудиям встали умелые комендоры. Среди них были и члены РКСМ. Меткими выстрелами они подавили важные пулеметные гнезда контрреволюционеров и их штаб. Во многом благодаря этим действиям мятеж был подавлен.

Это было в марте. А в конце апреля 1919 года Морской отряд Астрахано-Каспийской флотилии вышел на 12-футовый рейд. Надо было не только прикрыть со стороны моря Астрахань, но и установить взаимодействие с войсками Туркестанского фронта, а также помешать англичанам снабжать оружием и боеприпасами деникинские войска через Петровск (ныне Махачкала) и белоказаков через Гурьев. Флотилия в целом должна была установить безраздельное господство на Каспии. С этой тяжелейшей задачей моряки справились, как и с другой – защитить Астрахань с севера. Особенно тяжелые бои были под Черным Яром. Нужно было – сходили с кораблей и сражались на берегу. Была победа. Были и большие жертвы. Некоторые из героических моряков покоятся в братской могиле в Морском саду нашего города. Вот посмотрите на фотографию 1919 года. Более половины отряда – комсмольцы и молодежь.

- На III съезде РКСМ В.И. Ленин поставил перед комсомольцами задачу: «Учиться, учиться и учиться». Как этот завет был воспринят молодежью флота?

- Великая благодарность Советской власти, В.И. Ленину прежде всего за то, что трудящейся молодежи была предоставлена реальная возможность учиться. 1919 год, республика в кольце фронтов, враги у стен Астрахани, а в городе открывается речное училище и университет. За учебу молодежь принимается с энтузиазмом. На судах работают пункты ликвидации неграмотности, лучших моряков направляют на рабфаки, в институты и техникумы морского и речного транспорта (для гражданских целей). В 30-е годы комсомол берет шефство над ВМФ СССР. На судостроительных заводах создаются комсомольские бригады, которые участвуют в стахановском движении. В военно-морские училища направляют по рекомендациям райкомов комсомола. И военному делу комсомольцы учатся настоящим образом. О дин миллион из них стали «Ворошиловскими стрелками», 5 миллионов сдали нормы по противовоздушной и противохимической обороне. Это положительно сказалось в годы Великой Отечественной войны. Корабельная артиллерия не позволила ни одному фашистскому самолету бомбить наши военно-морские базы. Морские летчики бомбили Берлин с первых дней войны. О героизме советских моряков и морских пехотинцев сложены легенды. Рассказывать об их подвигах можно бесконечно.

Но не будем забывать, что фронт нужно было снабжать всем необходимым. На гражданские суда вместо ушедших на фронт встали их дети, не только юноши, но и девушки. Через минные заграждения, под бомбежками шли суда к Сталинграду, доставляя нефтепродукты, технику, воинские контингенты, продовольствие. На судоремонтных заводах комсомольские бригады выполняли планы не только судоремонта, но и изготовления военной продукции.

Например, на заводе имени Парижской коммуны (Баку) все 13 комсомольско-молодежных бригад систематически перевыполняли свои месячные планы. Все было: горели, гибли, но фронт обеспечивали всем необходимым.

Среди этих моряков, речников, рабочих было немало подростков-комсомольцев – детей войны. Только по достоинству отблагодарить их за этот подвиг нынешнее правительство никак не желает.

3,5 миллиона комсомольцев награждены орденами и медалями за годы Великой Отечественной войны. Среди них немало флотских.

- Сегодня мы постоянно слышим, что социализм нивелирует личность. Что Вы, как бывший начальник мореходного училища, можете об этом сказать.

- Скажу, что это ложь. В нашем училище были все возможности не только для постижения тонкостей профессии, но и для того, чтобы развивать свои творческие способности: кружки художественной самодеятельности, спортивные секции, духовой оркестр, культпоходы в театры, прекрасная библиотека. В училище учились и дружили ребята 23-х национальностей. Среди сотен курсантов, с которыми я очень близко общался, я не помню ни одного «серого». Все по-своему талантливы. В 80-е годы приобрело настоящий размах движение студенческих отрядов. Более 1500 курсантов отправлялись на уборку урожая в районы нашей области ежегодно. Только в Лиманском районе за лето убирали более 40 тысяч тонн арбузов. А сколько песен было спето, сколько концертов вместе с сельской молодежью организованно! Кстати, какие бы мероприятия комсомольцы ни проводили, они никогда ни у кого не просили денег. Зарабатывали сами. Например, отчисляли из того, что заработали в колхозе летом.

- В послевоенные годы как проявили себя «флотские»?

- Творчески проявили. В послевоенные годы суда Астраханского рейдового морского флота работали круглогодично. Повторюсь: экипажи этих судов были комсомольско-молодежными. Освоение целины – это еще один подвиг комсомола. 400 тысяч юношей и девушек поехали в Казахстан, Сибирь, на Алтай. Начинали с нуля. Ни дорог, ни жилья. Строили и одновременно поднимали вековую целину.

В 1956 году был собран небывалый урожай. Не хватало зернохранилищ. Грузовые суда Каспийского морского пароходства были поставлены на линию Красноводск – Баку для перевозки зерна. Экипажи работали днем и ночью. Подвиг целинников обеспечил подлинную продовольственную безопасность СССР. В столовых хлеб на столах был бесплатным. В магазинах он стоил копейки. Цены на него не менялись десятилетиями.

С конца 50-х годов началось интенсивное освоение восточного побережья Каспия (Казахстан). Суда перевозили изыскательское оборудование, одежду, продовольствие, пресную воду. Было определено место строительства большого порта Актау. Было только место, причалов не было. Грузы стропили на судне, подавали тросы на берег, крепили за тракторы и опускали груз в воду, трактора вытаскивали его на берег. Энтузиазм и жажда творчества пределов не знают (Это к тому, «серые» ли мы). Через некоторое время привели с гурьевского рейда дебаркадер, затопили носом в берег, срезали надстройки, засыпали «внутренности» щебенкой. Так был построен первый пирс в будущем Актау. А застрельщики этих нестандартных решений – комсомольцы.

Все разгружали экипажи судов: автомобили, автокраны, рельсы, оборудование для опреснительной установки, даже весь мостопоезд для строящейся железной дороги «Москва-Пекин». Особенно трудно было выгружать цемент из трюмов летом при температуре воздуха + 40-45 градусов и воды + 28-30 градусов. Захочешь освежиться, а как будто в ванну с горячей водой попал, а не в море.

- Владимир Дмитриевич! Вы говорите о подвигах комсомольцев, но не называете ни имен, ни фамилий.

- Специально не называю. Подвиг был массовым, всенародным. Боюсь, что назвав кого-то, обижу другого. А скольких мы просто не знаем! Назову только тех, кто лично на меня оказал очень большое влияние. 19-летний комдив дивизии Альберт Лапинь, вожак дальневосточных комсомольцев Виталий Бонивур, командир бронепоезда Людмила Макиевская, писатели Аркадий Гайдар, Николай Островский и секретарь комитета комсомола училища Николай Максимович Савин. Я ведь тоже был курсантом Астраханского мореходного училища.

- Владимир Дмитриевич, большое спасибо за содержательную беседу. С праздником Вас, с Днем рождения комсомола!

Беседовала Т.В. КОЖЕВНИКОВА ,
секретарь Астраханского обкома КПРФ