НИКОЛАЙ АРЕФЬЕВ. ЗАЧЕМ РОССИИ ВТО?

Н.В. Арефьев, Председатель ЦС ООО «Дети войны»

Почти четыре года назад фракция КПРФ внесла в Государственную Думу законопроект о прекращении членства России во Всемирной торговой организации, однако до настоящего времени законопроект не рассмотрен.

90-е годы! Это было время, когда соблазнительными посулами несбыточными обещаниями, а короче обманом, страну заманили в Международный валютный фонд, Всемирный банк и еще во множество международных организаций с целью взять Россию под контроль и установить внешнее управление ее экономикой и финансами.

К 2012 году в России был в основном завешен процесс ликвидации промышленности и страну срочно приняли во Всемирную торговую организацию (ВТО). ВТО регулирует процессы торговли готовыми товарами, Россия к тому времени уже ничего не производила, поэтому ее прием в ВТО был нужен, чтобы обеспечить такое ее состояние на длительное будущее. Теперь полный контроль над российской экономикой был завершен.

Федеральный закон о членстве России в ВТО был принят 21 июля 2012 года Федеральным Собранием Российской Федерации с нарушением Регламента – Протокол об учреждении ВТО не был представлен ни Государственной Думе, ни Совету Федерации, более того, он не был переведен на русский язык.

Последствия вступления России в ВТО не были просчитаны, юристы для международного арбитража не были подготовлены.

В ВТО вступают государства, которые производят готовые товары, но Россия вступила в ВТО вопреки логике, в тот период, когда готовых товаров страна не экспортировала. В 2012 году экспорт продовольственных товаров составлял $16,7 млрд., текстиля – на $770 млн., вооружения и транспортных средств – на $26,5 млрд. Эти объемы с небольшими колебаниями сохранились до 2016 года. В таком случае, какова же роль ВТО, если экспорт не увеличился?

С 2012 года выпуск промышленной продукции только уменьшался, но не увеличивался. Ежегодно закрывалось около 400 промышленных предприятий, а потом приступили к ликвидации малого и среднего бизнеса. В 2016 году была создана корпорация по оказанию помощи малому и среднему бизнесу, которая «помогла» сократить число предприятий на 1,8 миллиона.

Начиная с 2012 года идет планомерный спад роста экономики, который к 2015-16 годам достиг отрицательных значений. Промышленный рост также планомерно замедляется и перешел в стадию падения.

ВТО предоставляла экспортные субсидии в сельском хозяйстве производителям мяса, молока и зерна, но Россия не могла ими воспользоваться, поскольку не является экспортером такой продукции кроме зерна.

Правила ВТО обязывают РФ выравнивать тарифы на услуги естественных монополий до уровня других членов ВТО как скрытое субсидирование своих производителей, что наказуемо большими штрафами. Чтобы не попадать под штрафные санкции в стране планомерно год за годом начали подниматься тарифы на топливо, коммунальные ресурсы, отменили их субсидирование и дотирование, увеличили прямые сборы и косвенные налоги.

За 5 лет примерные потери народного хозяйства от вступления в ВТО исходя из расходов федерального бюджета следующие:

  • по национальной экономике 222,1 млрд. руб.;

  • по ЖКХ 80,4 млрд. руб.;

  • по здравоохранению 134,2 млрд. руб.;

  • обслуживание государственного и муниципального долга в силу снижения пошлин за счёт компенсации государственными и муниципальными займами - 134,6 млрд. руб.

Таким образом, исходя из бюджетных расходов, ориентировочные потери от ВТО в разрезе бюджетной поддержки составляют 871,3 млрд. руб.

Исходя из реальности экономической стагнации при ВВП в 86 трлн. руб. в 2016 г. потери оцениваются в 4,6% ВВП.

Эксперты аналитического центра ВТО-информ с учётом межотраслевого и мультипликативного эффекта оценивали потери в добавленной стоимости российской экономики к 2020 г. за 8 лет членства в 12-14 трлн. руб.

Дополнительно к этому при введении Россией утилизационного сбора на импортные машины, ВТО заставила распространить этот сбор и на отечественные.

Очевидных выгод от присутствия России во Всемирной торговой организации нет. Кроме того, введение экономических санкций в отношении России, говорит о том, что ВТО не защищает страну от произвола международной олигархии и политических инсинуаций. Так, специальный докладчик ООН по правам человека Идрис Джезайри, занимающийся вопросами негативного воздействия односторонних принудительных мер, назвал сумму потерь российской экономики от санкций в 52-55 млрд. долл.

Таким образом, потеряли в два с лишним раза больше, чем ожидали выиграть.

Более того, ВТО используют, как инструмент давления на Россию, и подают иск в международный суд о взыскании штрафа с России в размере 1,39 млрд. евро в год за введенное эмбарго свинины. Подобный штраф аннулирует все преференции, полученные из ВТО Россией, как используемые, так и не используемые. А в январе 2022 года Евросоюз подал в международный суд иск на взыскании с России 290 млрд. евро за причинение вреда экономике Евросоюза политикой импортозамещения. В этом случае выход из ВТО необходим и неизбежен.

Кроме того, с 28 февраля 22 года США и Евросоюз блокировали счета российского ЦБ. На эту дату резервы ЦБ составляли 643 млрд. долларов. Из этой суммы только 132 млрд. дол. в золотых слитках находятся в России и 30 млн. дол в резервах МВФ, которыми можно пользоваться. Всего – 162 млрд. дол.

Отключена SVIFT- международная система передачи финансовых сообщений. Пластиковые карты работают только внутри страны.

Наша отечественная СПФС система передачи сообщений работает только в России, Белоруссии, Армении и Кыргызстане. Наши основные банки «Сбербанк», ВТБ, «Открытие», «Совкомбанк», «Новикомбанк» и другие под санкциями и через них транзакции проводить нельзя.

Расторгаются международные договоры на поставку оборудования, поскольку поставка запрещена, а оплату сделать невозможно.

Из 12 иностранных автозаводов 8 остановлены.

328 иностранных компаний полностью прекратили работу.

74 иностранных компании остановили работу частично.

Кроме того, 502 российских магазина приостановили работу по решению испанской компании Индитекс, которая владеет шестью брендами.

200 000 работников потеряли работу. К концу 2022 года безработица может достичь 5,5 млн. человек.

768 российских самолетов были зарегистрированы на Бермудах и у них отобрали регистрационные документы.

520 российских самолетов иностранных лизингодержателей запрещены к использованию из-за санкций.

Главная привилегия члена ВТО – это режим благоприятствования в торговых отношениях прекращен Евросоюзом, Японией и США, тогда для чего это членство нужно?

Последствия выхода из ВТО не скажутся негативно на экономическом развитии России. Во-первых, страна перестанет платить членские взносы в ВТО и сохранит их в бюджете. Членские взносы привязываются к доле страны в мировой торговле. Такой подход не создаёт стимулов к расширению производства страной – членом организации, т.к. чем больше продаёшь, тем больше платишь. В условиях отечественной действительности важно развивать собственные производительные силы без формальных ограничений.

Во-вторых, на международном рынке Россия будет торговать по правилам ВТО, при этом не будет попадать под санкции этой организации. В-третьих, правила ВТО не будут тормозить развитие отношений в Таможенном Союзе и Евразийском Союзе. Россия будет свободна в выборе ввозных и вывозных таможенных пошлин, а внутреннее ценообразование не надо будет согласовывать с ВТО и зарубежными партнерами. При выходе из ВТО Россия получает национальное регулирование пошлин для ввозимых/вывозимых товаров, оформляя протокол изменений к Договору о Евразийском союзе (ст. 115 Договора о Евразийском экономическом союзе) и никаких не взятых на себя обязательств Россия нести за других не будет.

В итоге, Россия ничего не потеряет, наоборот приобретет свободу в экономической деятельности, которая послужит ускоренному развитию страны и ее экономики.

Минэкономразвития полагает, что выход из ВТО чреват потерей возможности оспаривать торговую политику третьих стран. Разрешение торговых споров – одна из важнейших функций ВТО. В споре DS512 против Украины Россия смогла оправдать запрет украинского транзита в качестве меры защиты национальной безопасности; в спорах с ЕС по «энергокорректировкам» (DS494) и третьему энергопакету (DS476) получила от третейской группы подтверждение несоответствия европейских мер правилам ВТО. К сожалению, добиться отмены этих мер к настоящему моменту не удалось из-за коллапса Апелляционного органа ВТО, но надежда на скорое восстановление его работы по-прежнему остается.

Вот и все возможности! Но разве они адекватны потерям, указанным выше? Сейчас ситуация усугубилась беспрецедентными санкциями и произволом со стороны США и Евросоюза и полным бездействием ВТО.

Вот поэтому КПРФ вышла с инициативой выйти из ВТО, организации, которая ничего не дает стране, не защищает ее от произвола США и Евросоюза, к тому же ей постоянно нужно платить немалые членские взносы и оплачивать ее штрафы. Ну, и зачем все это?

Председатель ЦС ООО «Дети войны»,
Первый заместитель Председателя
Комитета ГД по экономической политике,
Н.В. Арефьев

  • 1

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ЗАКОНЫ «О ДЕТЯХ ВОЙНЫ»