В Советском Союзе научная фантастика была по праву любима самыми разными слоями зрителей - от интеллигенции, строившей самолеты и рассчитывавшей траектории спутников, до школьников, обожавших космические приключения. Преимущество фантастики было в том, что она была не связана рамками реальности, не ограничена временем, пространством, законами физики, а только лишь фантазией автора и бюджетами, если говорить о кинематографе.
И с тем, и с другим в СССР все было в порядке - многие книги советских фантастов стали классикой, а кинопроизводство в СССР было весьма затратным, и уж если сценарий утверждался худсоветом, то денег на его воплощение не жалели. Поэтому фильмы, которые я помню с детства, были выполнены на уровне лучших мировых образцов и с точки зрения игры актеров, и с точки зрения спецэффектов - куда же в фантастике без того? Потрясающий фильм "Через тернии к звездам", очень страшный "Петля Ориона" и даже фильмы нелюбимого мною Тарковского "Сталкер" и "Солярис" дали бы фору любой западной фантастике тех лет.
Во времена противостояния и соревнования двух держав, в том числе и в технических достижениях, когда научная мысль ценилась во всем мире, научная фантастика была одним из самых востребованных жанров в кино и литературе. Советская фантастика принципиально отличалась от западной не только тем, что в ней приключения духа были также важны, как и приключения тела, но и, прежде всего, образом будущего.
В западной фантастике всегда страх перед будущим, пришельцами и вообще чем-то высокоразвитым, а значит и более сильным, был на первом месте. Будущее для них - то же настоящее, только еще хуже, где людей угнетает не только капитал, но и машины, а пришельцы почти всегда монстры, явившиеся истребить или колонизировать людей. Лучше всего это выражено в словах министра обороны США из фильма "День когда остановилась Земля": "Более развитые цивилизации всегда уничтожают менее развитые. Так мы поступили с индейцами, когда завоевывали Америку". Справедливости ради, надо сказать, что, наблюдая последние 23 года вокруг нас капиталистическую действительность, поневоле начинаешь понимать, что при такой системе ничего хорошего нас в будущем не ждет.
В Советской фантастике основной посыл был гуманистическим и прогрессивным и, на мой взгляд, на самом деле, гораздо более реалистичным - мы исходили из того, что человечество развивается от худшего к лучшему и наша страна этому доказательство. Страх перед пришельцами в Советской фантастике отсутствовал напрочь, потому что было очевидно, что если какие-то существа овладели технологиями межзвездных перелетов и при этом умудрились не истребить себя в какой-нибудь очередной войне, то и духовно они настолько развиты, что никогда не позволят не то что злого, но даже сколько-нибудь бестактного обращения с младшими братьями по разуму.
После убийства СССР и прекращения соревнования, мировые экраны были просто затоплены потоком псевдофантастической мистики и мракобесия. Советский кинематограф, увы, исчез вместе с нашей страной и все заполонивший Голливуд остался в одиночестве.
Однако, когда прошло довольно много времени, все большему числу творческих людей в мире становится ясно, что капиталистическая система - это тупик. Все больше стало появляться откровенно левых, в том числе и фантастических фильмов, с огромным бюджетом и актерами первой величины, которые, я уверен, были бы без проблем закуплены для проката в СССР. Это "Матрица", "Аватар", "Элизиум" и многие другие.
Вышедший на экраны новый фильм Кристофера Нолана "Интерстеллар" (с английского - "межзвездный") был самой ожидаемой премьерой 2014 года - Нолан известен масштабными фантастическими проектами с социальным подтекстом. Бюджет в 200 миллионов долларов означал, что техническая часть фильма будет выполнена на самом высоком уровне.
"Интерстеллар" нельзя назвать просто левым, но он продолжает лучшие прерванные традиции мировой именно научной, космической и гуманистической фантастики, вслед за вышедшей в прошлом году "Гравитацией", где наряду с Сандрой Баллок и Джорджем Клуни в главной роли наш космический корабль "Союз". В нынешнем торгашеском мире почти нет места романтике, подвигу, самопожертвованию, но в фильме все это есть.
Земля, доведенная рыночной экономикой до почти полной экологической катастрофы, уже не может обеспечить пропитание всему человечеству. Однако, вместо того, чтобы направить свои усилия на науку и экономию, люди пытаются потребить последние ресурсы, не думая о завтрашнем дне. Пшеница и рожь уже умерли в результате мутировавших заболеваний, люди выращивают кукурузу, но и с ней перспективы ужасные. Бывший летчик Джон Купер (Мэтью МакКонахи) мечтал стать космонавтом, но от космических полетов человечество тоже отказалось - слишком дорого и не дает сиюминутной выгоды.
"Человечество всегда смотрело на звезды, а теперь мы не хотим видеть ничего, кроме грязи у нас под ногами" - эта фраза Купера, на мой взгляд, является вообще ключевой, определяющей весь смысл фильма.
В такой ситуации полуофициальная структура, оставшаяся от развалившегося НАСА решается на отчаянный шаг - около Сатурна обнаружен гиперпространственный переход, через который человечество может переселиться в далекие, пригодные для жизни миры. Купера просят возглавить экспедицию, но для этого он должен оставить семью - сына и любимую дочь, подающую большие надежды в науке. Более того, время в "черной дыре" течет не так как на Земле и увидеть дочь и сына когда-то снова надежды мало.
Однако, выхода и альтернативы нет, и Купер соглашается возглавить экспедицию. Дальше идет то, что надо просто смотреть - полномасштабные космические приключения в самом лучшем смысле слова, потрясающие спецэффекты, настоящая космическая одиссея, в которой есть и подвиг, и смелость, и самопожертвование, и трусость, и предательство...
Кристоферу Нолану не откажешь в умении так завернуть сюжет, что понять некоторые моменты без специального образование просто трудно. В конце концов, через пространственно-временной туннель Купер передает своей дочери, к тому времени уже давно взрослой и известной ученой, информацию о том, как спасти человечество. В конце фильма выясняется, что гиперпространственный переход построили сами же люди - только из будущего, овладевшие пространством и временем.
Купер даже смог вернуться на Землю, для него прошло всего несколько дней, но на Земле прошли долгие годы и его дочь, уже глубоко пожилой человек, умирает у него на руках. Информация, переданная Купером через нее, помогла спасти человечество, но для этого ему и его дочери пришлось пожертвовать всем, что они любили. Несмотря на зрелищность фильма, его совсем нельзя назвать веселым и после просмотра остается тяжелое впечатление.
Главная идея фильма - если человечество так и не будет не видеть ничего, кроме грязи под ногами, оно обречено. Именно высокое во всех смыслах - подвиг, самопожертвование, стремление через любые тернии к звездам, сделало нас людьми.
Именно это и позволяет нам ими оставаться.