В то время, когда отмечается очередная годовщина со Дня рождения И.В. Сталина, невольно обращаешься к тем дням нашей истории, которые вызывают аналогии с сегодняшними, и стараешься понять, какой урок можно извлечь из опыта предшественников.
Становятся более ясными те факты, которые в течение многих лет вызывали недоумение. Это относится и к запрещению Сталиным постановки пьесы Михаила Булгакова «Батум», написанной в 1939 году. История трагическая, хотя Булгакову часто приходилось переживать сложные перипетии с выходом в свет его произведений. Но на этот раз он не пережил удара. Вместе с нервным потрясением обострилась старая хроническая болезнь, и не прошло и полугода после запрещения пьесы, как Михаил Булгаков умер.
Вспомним, как развивались события. В дневнике Елены Сергеевны Булгаковой за 1939 год есть немало записей, связанных с созданием и запрещением пьесы. Есть и более ранние записи.
1936 год. 6 февраля.
«М.А. окончательно решил писать пьесу о Сталине».
1939 год.
16 января.
«А после отдыха, вечером, Миша взялся, после долгого перерыва за пьесу о Сталине. Только что прочла первую (по пьесе – вторую) картину. Понравилось ужасно. Все персонажи живые».
18 января.
«И вчера, и сегодня вечерами Миша пишет пьесу, выдумывает при этом и для будущих картин положения, образы, изучает материал. Бог даст, удача будет!»
24 июля.
«Пьеса закончена! Проделана была совершенно невероятная работа – за 10 дней он написал девятую картину и вычистил, отредактировал всю пьесу – со значительными изменениями».
От пьесы были в восторге все: и партийные работники, и театральные деятели, и артисты, и просто друзья. Понравилась пьеса и В.И. Немировичу–Данченко. Пьесу отправили «наверх» для заключения, а МХАТ стал готовиться к серьезной работе над постановкой. Для начала решили бригадой ехать в Тифлис и Батуми, где происходят события, связанные с революционной деятельностью молодого Сталина. Я читала «Батум». Из всех пьес и романов о юности вождей – эта самая лучшая. В ней ярко представлен и накал борьбы, и возмужание самого Сталина, выковывание из романтичного непокорного юноши сильного волевого борца.
В поездку Булгакова провожали с почетом, из театра прислали машину. Похвалы, цветы, театры со всей страны просят дать им возможность поставить пьесу. Поезд тронулся в новую для писателя жизнь. Через два часа, в Серпухове, в вагон принесли телеграмму. В ней было сказано «Надобность в поездке отпала». «Наверху» отказали в разрешении ставить пьесу. От Булгаковых отшатнулись все. Телефон молчал. Приходили только самые близкие друзья. Булгаков заболел. Елена Сергеевна делает запись в дневнике.
18 октября.
«Сегодня два звонка интересных. Первый – от Фадеева, о том, что он завтра придет Мишу навестить, было в МХАТе правительство, причем Генеральный секретарь, разговаривая с Немировичем, сказал, что пьесу «Батум» он считает очень хорошей, но что ее нельзя ставить».
Честь Булгакова была восстановлена, но здоровье нет. 10 марта 1940 года Михаил Афанасьевич Булгаков умер.
Много копий было сломано с тех пор в спорах и догадках, почему Сталин не разрешил постановку пьесы, хотя и одобрил ее. Мне кажется, ответ лежит на поверхности.
Был октябрь 1939 года. Вторая Мировая война уже началась. Немцы взяли Варшаву. Можно предположить, что напоминание о классовых битвах, смертельно раскалывавших российское общество, и его, вождя, роли в этих сражениях, Сталин посчитал вредным для данного политического момента. Яркое, талантливое изображение классовой борьбы могло сработать на дезинтеграцию общества. В те дни на воспитание патриотизма и объединение еще не остывшего от классовых сражений народа работали все доступные средства, искусство, особенно кино, стояло в первых рядах. На укрепление национального единства – кинофильм «Свинарка и пастух» режиссера Ивана Пырьева (1941 год). На пробуждение мужества, стремления защитить Родину вплоть до самопожертвования, гордости за страну и народ, - «Александр Невский» Сергея Эйзенштейна (1938) и «Суворов» Всеволода Пудовкина (1940). Все: поэты, художники, композиторы, публицисты - вносили свой вклад.
В наши дни ввиду обострения политических отношений России с международным сообществом, проявляющееся в идеологической, экономической, политической сферах, консолидация российского общества приобретает особо важное значение. Не случайно, в президентском послании 4декабря 2014 года В.В. Путин, не делая акцента на экономическом положении конкретных социальных групп, постарался очертить общие задачи, стоящие перед страной, и объявил об амнистии всех капиталов, нажитых любым путем, при их возвращении в Россию.
На идею сплочения общества, всех его поколений и социальных групп должна работать и Государственная программа патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы, закрепленная Постановлением Правительства РФ от 5 октября 2010 года №795. По-видимому, многие аналитики найдут в ней сходство с политикой СССР в этой области накануне Великой Отечественной войны. Когда читаешь в программе строки о том, как СМИ и творческой интеллигенции в целом рекомендуется активизировать свою работу по освещению деятельности уголовно-исполнительной системы и ее лучших сотрудников, на память приходит Лев Овалов с его идеальным майором Прониным. Политический заказ определяет судьбу художественных произведений и смысл политического диалога в СМИ. Вот только встает вопрос, с кем наши мастера? Найдутся ли новые крупные режиссеры, деятели искусства, литературы, которые с помощью своего таланта выполнят социальный заказ на объединение российского общества. Справятся ли с этим заказом российские СМИ?